Содержание материала

Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру в спорте. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

Мотивация спортивной деятельности

Это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Представим себе: жил-был типичный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор — мультфильмы, кино, иногда спортивные соревнования. О спорте имел весьма слабое представление. И вдруг — решил стать спортсменом. Каков психологический механизм такого решения? Это механизм мотивации. Мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.

Почему это именно поисковая активность? Дело в том, что любая наша потребность может быть удовлетворена разными способами. В принципе, человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитируется конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем — целого комплекса потребностей.

Г. Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы (по И. П. Павлову), потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др.

Мотив — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов. Если, например, упомянутый выше школьник ощущает недостаток признания в школе, семье, дружеской компании и ищет сферу самоутверждения, то в удовлетворении этой потребности спорт может конкурировать с другими видами деятельности, скажем, занятиями музыкой, рисованием или пением в хоре. В этой конкуренции обычно побеждают мотивы, отражающие доступность человека определенного вида деятельности (наличие условий) и его представления о собственных способностях к ней.

Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо по физическим и психическим напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.

Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев. Основные из этих классификаций приведены в табл. 1. На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.

Таблица 1

Классификация мотивов спортивной деятельности

По направленности на процесс или результат деятельности

По степениустойчивости

По связи с целями спортивной деятельности

По месту в системе «Другие Я»

По доминирующейустановке

Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.)

Результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т. п.)

Ситуативные (кратковременные, проходящие)

Устойчивые (долговременные, часто многолетние)

Смыслообразующие (прямо связанные с целью)

Стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные, стимулы)

Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения)

Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.)

Мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска)

Мотивация избегания неудачи

Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, — насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели — это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, в нашем случае — на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.

Таким образом, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

  1. является пусковым механизмом деятельности;
  2. поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
  3. регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Средства спортивной деятельности

К ним относят способы и условия деятельности. В качестве способов спортивной деятельности рассматриваются движения и действия (двигательные и умственные: технические и тактические) или, пользуясь терминологией теории спорта, физические упражнения — тренировочные и соревновательные.

В теории и методике спортивной тренировки разработаны рациональные способы выполнения физических упражнений, совокупность которых образует технику определенного вида спорта. Каким из этих способов деятельности спортсмен будет отдавать предпочтение, зависит, с одной стороны, от его целей, а с другой — от условий деятельности — объективных и субъективных.

Условия спортивной деятельности — те же факторы развития спортсмена, о которых шла речь выше.

К числу объективных условий можно отнести общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена, включая, например, материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения, воспитания и т. п.

Субъективными условиями спортивной деятельности являются природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы (ощущения, специализированные восприятия, особенности внимания, памяти, мышления и т. п.), доминирующие тренировочные и соревновательные психические состояния, спортивно-важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощенный в знаниях, умениях и навыках. Субъективные условия спортивной деятельности формируются в процессе физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки, т. е. специально организованной высокой двигательной, а также психической активности спортсмена.

Обобщенно, объективные условия спортивной деятельности — это уровень требований к спортсмену, субъективные — это его возможности плюс активность, нацеленная на расширение и повышение этих возможностей.

Интегральной характеристикой блока средств является индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям спортсмена.

ИСД складывается и трансформируется на протяжении СК, реализуя функцию согласования, уравновешивания объективных и субъективных условий деятельности и отражая ту известную закономерность, что человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе. Кроме того, ИСД связывает блоки мотивации и средств спортивной деятельности в ее психологической структуре, пытаясь разрешить противоречие как между объективными и субъективными условиями деятельности, так и между целями и возможностями спортсмена.

В целом блок средств спортивной деятельности обеспечивает практическую реализацию целей и планов спортсмена, превращая образы предполагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты.

Результаты спортивной деятельности. Их рассматривают в узком и широком смыслах. В узком смысле это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т. п., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена.

Результаты спортивной деятельности в широком смысле связаны с влиянием спорта на развитие человека и человеческого общества. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты спорта (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, спортивный характер, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения и т. п.).

Результаты спортивной деятельности в широком и узком смысле тесно взаимосвязаны. Достижения в развитии спортсмена воплощаются в динамике его спортивных результатов, которые, в свою очередь, влияют на самооценку спортсмена и «масштабность» его личности в целом. Кроме того, очевидно и «социальное звучание» спортивных рекордов, раскрывающих возможности человека в сфере двигательной деятельности и поднимающих престиж не только спортсмена, но и его тренера, команды, страны.

Ступени спортивного мастерства образуются сменой привычного на противоположное. Каждое спортивное достижение — это «скачок» в развитии, нарушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку старых. Сначала человек выбирает карьеру, потом карьера выбирает его. Другими словами, происходит самодетерминация развития, отражающаяся в цикличности спортивной деятельности: макро-, мезо- и микроциклах спортивной подготовки, каждый Из которых воспроизводит в определенном масштабе психологическую структуру спортивной деятельности в целом.

Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. - С. 65-69.