Содержание материала

Развитие высоких моральных качеств у высококлассных спортсменов имеет чрезвычайно большое значение в трудном деле их разносторонней подготовки, так как спорт высших достижений тесно связан с большой политикой и социальная общественно значимая его роль необычайно велика. Можно перечислить несколько показателей важности этой роли.

Моральные качества высококлассных спортсменов

  1. Нравственное поведение, проявление высоких моральных качеств спортсменов за рубежом наряду с их соревновательными успехами весьма способствуют повышению авторитета нашей страны на международной арене. По поведению наших спортсменов нередко судят о нашей Родине. Отдельные негативные поступки наносят большой ущерб авторитету государства, которое они представляют.
  2. Высшая идейность, верность патриотическому и интернациональному долгу, укрепившееся научное мировоззрение позволяют спортсменам устойчиво и надежно противостоять влияниям потребительской идеологии. Выдающиеся спортсмены нередко становятся объектом самых изощренных провокации.
  3. Благодаря средствам массовой информации — телевидению, радио, прессе — высококлассные спортсмены становятся необычайно популярными. Молодежь равняется на них, берет с них пример. Так, социологические исследования, проведенные нами совместно с А. В. Зюкиным и В. Г. Игнатовым, показывают, что не менее 15-20% старших школьников выбирают известных спортсменов как свой идеал в самовоспитании, стараются подражать им. Честь, благородство, скромность, нравственная чистота в общественной и личной жизни ведущих спортсменов оказывают большое влияние на подрастающее поколение. С другой стороны, отдельные негативные примеры поведения популярных спортсменов наносят делу воспитания огромный изъян.
  4. Благородное, нравственное поведение спортсменов, их поступки в духе высокой спортивной этики способствуют популярности нашего спорта, росту уважения к нашим духовным ценностям. Так, наш прославленный гимнаст Н. Андрианов на одном из международных турниров удачно выступил в упражнении на перекладине. Но вот у гимнаста из противоборствующей команды порвалась кожаная прокладка на ладони, и советский спортсмен отдал свою прокладку сопернику. Это помогло последнему получить более высокие баллы. Трудно сказать, что имело большее значение в такой ситуации, выигрыш лишней медали или урок высокой нравственности. Такие поступки оставляют глубокий след в памяти спортсменов многих стран, делают их нашими союзниками.
  5. Высокие нравственные качества, чувство патриотизма, ощущение высокого долга перёд Отечеством как итог систематической воспитательной работы существенно повышают возможности спортсмена в его тренировочной работе, соревновательной деятельности, пробуждают новые функциональные резервы, увеличивают силы, упорство и настойчивость в достижении победы.
  6. Наконец, высокая нравственность, убежденность играют особенно важную роль в поведении и переживании спортсмена, когда начнут снижаться результативность, соревновательные успехи и возможность поддерживать их на высоком уровне. Такова жизнь, это неизбежно. Рано или поздно чем пионы и рекордсмены уходят со спортивной арены, большинство из них покидает большой спорт с чувством исполненного долга, осознавая, что их достижения — это результат не только собственного таланта, но также совместной работы с тренером, помощи коллектива, условий, которые создавало нм государство, спортивное общество, производственное предприятие и др.

Выдающиеся спортсмены находят свое место в роли тренеров, а некоторые из них по праву стали заслуженными тренерами страны, союзных республик (В. И. Каплунов, В. С. Стогов, Р. В. Плюкфельдер, В. В. Пушкарев, В. И. Рыженков, М. Б. Акопянц, Ю. В. Дуганов, Г. Д. Брушко и др.), становятся учеными и успешно работают в высших учебных заведениях (А. Н. Воробьев — доктор медицинских наук, профессор; А. С. Медведев — доктор педагогических наук, профессор; В. А. Поляков — кандидат педагогических наук, доцент; Ю. П. Власов — известный писатель и общественный деятель, народный депутат и др.).

С другой стороны, высококлассные спортсмены обладающие большим техническим мастерством, но без достаточных нравственных устоев свой уход со спортивной арены, т. е. прощание с чемпионской славой и славой рекордсмена мира, воспринимают как тяжелую личную трагедию. Известно, что некоторые из них начинают злоупотреблять спиртным, опускаются, совершают противоправные поступки.


Воспитание тяжелоатлетов

Нельзя сказать, что наши ученые и тренеры не занимаются решением проблем воспитания тяжелоатлетов, но, как и прежде, уровень разносторонней воспитанности штангистов оставляет желать лучшего.

В ходе специального анкетирования 43 выдающихся представителей тяжелоатлетического спорта оказалось, что 14,3% из них фактически отрицали важность воспитания высоких нравственных качеств и считали, что «чемпиону можно то, чего нельзя другим»; 23% отметили низкую эффективность воспитательной работы в ряде сборных команд ЦС и спортивных обществ.

В целом ряде случаев мы столкнулись с проявлением именно у тяжелоатлетов особой агрессивности, порой нежелания считаться с установившимися нормами поведения в коллективе и в быту. Высокий уровень притязаний у некоторых из них не всегда сочетается с уважением к общественному порядку. Мы встречались и с непризнанием нравственных критериев, которые ограничивают человека в его стремлении к желанным целям, даже если такие цели представляются противоправными.

Тяжелоатлеты в известной мере уступают по сдерживанию своих отрицательных эмоций боксерам, самбистам, дзюдоистам, каратистам, которые, образно говоря, умеют «свалить с первого удара», «поставить на голову», но в ходе тренировки, как правило, проходят целый цикл соответствующих воспитательных мероприятии, удерживающих от противоправных поступков. Боксеры, в частности, постоянно ощущают нравственное влияние тренера, регулярно напоминающего о высокой юридической ответственности за физическое воздействие на личность вне соревнований или тренировки.

Перед тренерами по тяжелой атлетике столь острые проблемы, казалось бы, не стоят, в основном все сводится к поднятию различных отягощений в разных режимах и параметрах, и о своих обязанностях воспитателя некоторые из них забывают. Отрабатывая удар (спарринг, по мешку, по груше и т. п.), боксер прекрасно понимает, что это ему потребуется для победы а ринге, а не в уличной драке или в быту. Что же касается штангистов, то, накапливая исполинскую силу на тренировках, некоторые из них не могут удержаться от соблазна ею воспользоваться. В силу этого проблема конфликтов в ряде тяжелоатлетических команд весьма актуальна, хотя сам по себе конфликт (лат. confliktus — столкновение) не во всех случаях является сугубо негативным явлением. В психологической сущности его лежит обострение противоречий, а следовательно, и определенный момент развития.

Мотивы конфликтов бывают разными. Но когда бушуют страсти вокруг бытовых проблем, неоправданных амбиций, взаимно эгоистических претензий, то такой конфликт лишь препятствует успехам в деятельности, мешает достижению высоких целей. Это относится как к конфликтному выяснению отношений «по горизонтали» (между спортсменами), так и «по вертикали» (между спортсменами и тренерами). В любом случае противоречия следует разрешать без применения физической силы, в рамках закона и принятой этики. Крупные конфликты с отрицательной направленностью потрясают весь коллектив, разлагают сплоченность, дисциплину, препятствуют прогрессированию в результатах на тренировках и соревнованиях.

К воспитательной работе с тяжелоатлетами обязательно следует относиться с максимальной ответственностью, и перед тренерами в данном случае стоят большие задачи в формировании научного мировоззрения, правовых знаний, патриотизма и интернационализма.

В процессе воспитания необходимо передать, а воспитуемым усвоить определенные сведения из области гуманитарных наук, основы высокой морали. Но это лишь первая, начальная ступень в воспитании. Главное же сформировать соответствующие убеждения, которые войдут в плоть и кровь человека, станут его сущностью, мотивами в поведении. Затем на основе знаний и убеждений вырабатываются соответствующие привычки поведения. Для каждого человека эти привычки адекватны человеческим ценностям, а спортсмену следует учитывать еще и требования спортивной этики.

Известный педагог и психолог П. Л. Рудик установил, что некоторые тренеры не придают значения воспитательной работе, не обнаруживают к ней интереса. Он подчеркивал, что такое непонимание тренерами важности воспитания у спортсменов высоких моральных качеств недопустимо и чревато отрицательными последствиями. Следовательно, нам не может быть безразлично, какой ценой добиваются рекорды и победы. К тому же имеется много данных о том, что в сугубо индивидуальных видах спорта, к числу которых относятся и тяжелая атлетика, с ростом спортивных достижений заметно развиваются и нездоровые наклонности.

И все же спорт тем и интересен, что он немыслим без чемпионов и рекордсменов, но если учебно-воспитательный процесс не на высоте, то неизбежны факты, когда эти одаренные люди могут стать, как говорится, неуправляемыми, чрезвычайно неуживчивыми в коллективе, вспыльчивыми, беспричинно агрессивными. Как тут не вспомнить философское изречение, которое гласит: «Слава и молодость — это слишком много для смертного».

Да к тому же мы хотим, чтобы на тяжелоатлетическом помосте во время соревнований атлеты были решительными, бесстрашными, а в жизни — добрыми, покладистыми. Возможно ли такое раздвоение личности? Факты свидетельствуют о том, что наиболее талантливые штангисты — ярко выраженные лидеры — стремятся даже в мелочах обыденной жизни быть образцом для окружающих. Поэтому особое внимание целесообразно уделять организации самостоятельной работы спортсменов, в том числе и во время любых учебно-тренировочных сборов, где могли бы проводиться собеседования и читаться лекции следующего содержания:

  • значение спортивного движения в осуществлении национальной политики;
  • современное олимпийское движение и попытки определенных сил извратить его гуманную и миролюбивую сущность;
  • физическая культура и бытие человека;
  • вопросы спортивной этики;
  • облик спортсмена-чемпиона, единые этические нормы, его поведение в нашей стране и за рубежом;
  • физическая культура и спорт как средство сплочения трудовых, воинских и учебных коллективов;
  • роль физической культуры и спорта в воспитании патриотизма и интернационализма;
  • быт и свободное время, место физической культуры и спорта в бюджете свободного времени.

Могут быть взяты и любые другие темы с учетом ситуации в стране и мире. Может быть проведена серия лекций и собеседований, например, на тему «Физическая культура и спорт в наши дни».

Рекомендуемая тематика лекций отнюдь не противоречит политике плюрализма. Напротив, она дает возможность каждому тренеру и спортсмену лучше разобраться в общественной ситуации, определить свое место в обществе и в политической борьбе.

Важная, социально значимая информация может передаваться в ходе встреч с ветеранами войны, труда и спорта.

Стимулом к спортивным достижениям многих спортсменов всегда являлось глубокое сознание своей причастности к делам и свершениям нашей страны. В современном спорте высших достижений высокие результаты, как правило, невозможны без высокой социальной мотивации, и это надо учитывать в лекционной пропаганде.


Педогогические советы тренеру

В тех случаях, когда с лекцией, беседой выступает тренер, руководитель команды или кто-то из авторитетных спортсменов, целесообразно учесть ряд рекомендаций и обратить внимание на приведенные ниже вопросы.

  1. Основное внимание при решении воспитательных задач уделять моральной стороне излагаемого материала, его воспитательному потенциалу.
  2. Материал излагать достаточно четко, обращая внимание на узловые вопросы, на рубрикации выделенных разделов лекции (рассказа).
  3. Давая новую информацию, уместно включать в изложение материала то, что еще не получило широкого распространения. Передаваемые сведения должны отличаться новизной.
  4. Использовать методику проблемности в изложении, создавать проблемные ситуации, т. е. ставить аудиторию в положение, когда нужно самостоятельно искать ответ на поставленные вопросы или делать выбор из нескольких вариантов предложенных ответов. Целесообразно применять полемические приемы, основанные на сопоставлении противоречивых точек зрения.

Добиваться простоты и ясности речи, популярного стиля изложения, не пользоваться малознакомой терминологией. Избегать попыток «обнаучивания» материала, обращаясь к вопросам, к усвоению которых аудитория не подготовлена, как можно меньше пользоваться словами-паразитами (так сказать, значит, это самое и т. п.), чаще отрываться от конспекта, чтобы видеть аудиторию.

Особое внимание должно обращаться на эмоциональность изложения, организацию эмоционального восприятия материала, что определяется следующим:

  • наличием новой информации;
  • обсуждением вопросов, которые действительно волнуют аудиторию («острые» темы, часто обсуждаемые вне аудитории, в кулуарах);
  • обращением к насущным проблемам тяжелоатлетического спорта (например: выступление сборной команды страны на Олимпиаде, проблемы борьбы с анаболиками и т. д.);
  • использованием образных сравнений, «крылатых фраз», ярких, волнующих примеров, приемов изложения, связанных с юмором;
  • реализацией возможности интонирования, мимики, приемов артистизма. При подготовке к встрече с аудиторией целесообразно иногда пользоваться магнитофоном, от работкой выигрышной мимики, позы перед зеркалом;

Использовать некоторое оптимальное количество наглядных пособий (схем, диапозитивов, если возможно, отрывков из кино- и видеофильмов), соблюдая меру при подборе, предлагая их не все сразу, а по ходу изложения. Не в ущерб логике изложения материала следует как можно чаще определять, когда наступает момент уставания слушателей (потеря интереса к излагаемому материалу).

Не забывать о технике речи (умелом интонировании, хорошей дикции, обязательных паузах после акцентирования на наиболее важных вопросах).

В ходе планирования, организации и проведения собеседовании тренеру (руководителю) занятия следует ориентироваться на ряд соответствующих дидактических требований.

  1. Ставить четкую задачу в определении цели собеседования, ограничивая соответствующим образом круг обсуждаемых вопросов. В таком аспекте удобно ориентироваться на известную «крылатую фразу», которую мы можем иногда использовать с целью приблизить обсуждение какого-либо вопроса к заданной теме: «Умный знает, что сказать, а дурак говорит все, что знает».
  2. Обсуждать только те вопросы, которые мы уже ранее как-то изучали (на лекции или самостоятельно). Иначе никакого обсуждения может не получиться (что обсуждать, если слушатели ничего не знают, у них нет мнения по данному вопросу, им надо читать лекцию, а не проводить обсуждение).
  3. Нужно, чтобы пересказывались и рассматривались факты под разными ракурсами, с разных точек зрения, с постановкой вопроса «почему?».
  4. Поощрять широкую полемику, обмен мнениями, выслушивать выступающего, но не уводить дискуссию в сторону от главной темы. Нужно управлять беседой.
  5. Добиваться повышения культуры речи выступающих, не забывая в то же время о возможных языковых трудностях в общении со спортсменами нерусской национальности.
  6. Рассматриваемые вопросы обязательно увязывают с конкретикой, в нашем случае с проблемами тяжелой атлетики, воспитанием спортсменов, значением воспитательных мероприятий для достижений спортивных успехов и роли таких успехов в социальном плане.
  7. Подводить итоги собеседования, отмечать лучшие выступления слушателей, делать общие выводы и практические рекомендации на основе анализа результатов обследования.

В накоплении знании по гуманитарным наукам, сведений 10 понятиях нравственности, представлений по вопросам идеологии, высокой морали; особую, весьма важную роль играет самостоятельная работа с источниками информации.

У нас имеется некоторый опыт организации самообразования спортсменов — тяжелоатлетов Вооруженных Сил СССР. Во время учебно-тренировочных сборов по подготовке сбор-рой команды армейских штангистов к чемпионату СССР на базе ЦСКА после специального контрольного письменного опроса перед всеми участниками сборов в виде эксперимента были поставлены следующие задачи: самостоятельно изучить речь В. И. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи»; уяснить понятие «спортивная этика» (по материалам пособия: Советские Вооруженные Силы — школа нравственного и физического воспитания армейских спортсменов. — М.: СК МО СССР, 1988).

Основные положения было предложено законспектировать, всем участникам эксперимента раздали по школьной тетради - дневнику, где каждый должен был сам спланировать свою работу по изучению предложенных материалов и ежедневно делать записи по избранной теме с отметкой о выполнении или невыполнении (с указанием причины) плана. Тренеры подурили инструкцию ни в какой мере не стимулировать участников эксперимента к работе с учебными материалами, но четко требовать, чтобы ежедневно по вечерам были сделаны записи о фактическом выполнении намеченной по плану работы.

Скажем, что все 20 тяжелоатлетов — мастеров спорта и восемь атлетов мастеров международного класса, участвовавшие в эксперименте в течение 23 дней, отведенных на подготовку последнего этапа перед чемпионатом страны, ознакомились (некоторые более подробно) с предложенными нами материалами, сделали конспекты; в ходе заключительного опроса у нас не было оснований кому-нибудь из них выставить неудовлетворительную оценку, хотя в исходном обследовании таких оценок было немало.


Условия формирования убеждений

Тренеру, выступающему в роли воспитателя, целесообразно знать ряд условий, определяющих успешность формирования убеждений.

  1. Воспитатель должен иметь достаточно высокий авторитету воспитуемых, быть образцом нравственности.
  2. Невозможно в чем-то убедить других, не будучи убежденным самому.
  3. Убеждение может быть осуществлено лишь при целенаправленном воздействии и на сознание, и на чувства, и на волю воспитуемого. Должна быть задействована его эмоционально-волевая сфера. Стремясь сформировать убеждение у своего подопечного, тренер-воспитатель должен вызвать сопереживание, чувство гордости, ощущение радости или эмоционального подъема. Могут при этом использоваться, образно говоря, «попутные эмоции», вызванные каким-то посторонним событием.
  4. Убеждение нельзя формировать путем нотаций, голословных повторений стандартных штампов, декларирования. Необходимы аргументы, применение эвристического метода познания. С помощью доводов, ярких фактов, сопоставления противоречий в различных точках зрения необходимо подвести воспитуемого к собственному правильному решению («Эврика!» — нашел). Основой убеждения могут стать лишь глубокие, хорошо осмысленные знания, принятые сознанием как правильные, логичные. В таких случаях говорят также об интериоризации, т. е. переходе информации от «извне» — «вовнутрь».
  5. Убеждение формируется быстрее и прочнее, когда в качестве аргументов, доводов применяются примеры из реальной жизни, живой практики, хорошо знакомые воспитуемым.
  6. Польза от эмоционально насыщенных воздействии аргументов не вызывает сомнения, но нельзя забывать о чувстве меры. В психологии известна закономерность Иеркса—Додсона, суть которой заключается в том, что однообразное мотивирование сначала способствует росту результатов деятельности, но после определенной «критической точки» оно начинает оказывать противоположное воздействие (о психологических механизмах такого феномена будет сказано ниже).
  7. Воспитывающие воздействия, проводимые с целью формирования убеждения, должны осуществляться своевременно, пока еще нет негативных проявлений. Иначе возникает необходимость в перевоспитании, что значительно сложнее. При переубеждении тактику воспитывающих воздействий следует строить на несколько иной основе. Нужно в меньшей мере касаться негативных моментов (особенно если они уже прочны), а стараться сформировать новый, положительный мотив и дальнейшие воспитательные усилия направлять на его укрепление. Смысл в том, что по механизмам отрицательной индукции он будет «гасить» конкурирующий с ним негативный мотив. Ниже мы постараемся разъяснить нейродинамический смысл такого явления.
  8. Различные воспитательные воздействия, формирующие соответствующие убеждения, должны быть целенаправленными и согласованными между собой.
  9. Необходимо учитывать особенности аудитории, влияние предшествующих событий, а также индивидуальные особенности воспитуемых.

Своевременность воспитательных воздействий

Постараемся уяснить, почему даже хорошо подготовленные, но излишне повторяемые, декларированные воспитательные воздействия должны проводиться в командах своевременно. Дело в том, что при отсутствии необходимого руководства воспитание не всегда проходит верным путем и у людей порой формируются негативные мотивы. Но если какой-то негативный мотив стал достаточно прочным, он начинает оказывать влияние на всю систему приема и переработки информации, принятие решений, связанных с данным мотивом, так как образуется психологическая установка, которая, образно говоря, как бы окрашивает информацию, поступающую дополнительно, в свой цвет. Воспитательная же информация искажается через «кривое зеркало» данной негативной установки, когда человек находит оправдание своим решениям, даже противоправным, безнравственным поступкам.

Высококлассные спортсмены, в частности тяжелоатлеты, как люди доминантные, особенно в состоянии возбужденных эмоций, нередко склонны к подобному самооправданию и предвзятым решениям, навязанным укрепившейся психологической установкой, нейродинамический механизм которой имеет явление доминанты (открытой в физиологии А. А. Ухтомским). Но доминанта функционирует по особым законам и усиливается при любом на нее воздействии (независимо, положительное оно или отрицательное). Вот почему психологическая установка, сформированная на основе доминанты, преобразует поступающую информацию, делает иногда, бесполезным даже весьма логичные воспитательные воздействия. Через своеобразную призму негативной установки эти воздействия воспринимаются в искаженном виде и не могут выступать в качестве убедительных доводов.

Наши исследования показывают, что хорошо организованная первоначальная информация оказывает в 1,5-2,5 раза более сильное психологическое воздействие, чем последующая, равная ей по аргументации. Поэтому если воспитуемый уже усвоил какие-то доводы, то иногда встает вопрос о сложном процессе перевоспитания; чтобы разрушить укрепившийся ошибочный мотив, необходимо формировать новую положительную установку («конкурентную» доминанту), способную погасить свою «противницу» по закону отрицательной индукции.

В процессе перевоспитания аргументы и контраргументы, доводы, советы целесообразно подбирать вне прямой связи с негативными мотивами (чтобы они не искажались прежней установкой). Необходимо укреплять новый положительный мотив, создавать новую установку, помня, что на ее основе будет значительно легче решить задачу перевоспитания.


Случаи из практики

Так, в нашей практике был случай, когда талантливый тяжелоатлет средней весовой категории П. неожиданно увлекся «легкой жизнью». Обладая привлекательной внешностью и характерным для большинства штангистов красивым телосложением, П. пользовался успехом у женщин. Он не был взыскательным и высококультурным молодым человеком. Это определяло и выбор случайных подруг. Система регулярных тренировок и спортивный режим нарушались, рост технических результатов остановился. Спортсмен стал оказывать своими вредными привычками негативное влияние и на других членов команды. Почти месяц увещеваний, советов и нареканий ничего не дал. Когда, обращаясь к чувству долга и совести, напоминали П., что перевели его как перспективного спортсмена из «глубинки», создали хорошие условия для спортивного роста и что он занимает место другого человека, он мысленно так оправдывал свое поведение и возражал тренеру: П: «Я вполне уже оправдал затраченные на меня средства, выполнил норматив мастера спорта, всегда даю зачетные очки команде. В "глубинке" я ничего приличного не видел, а сейчас вкушаю массу удовольствий от пребывания в столице, живу наполненной жизнью».

Тренер: «Ты постоянно меняешь знакомых, морочишь голову девушкам, женщинам, ведь они на что-то надеются, твое поведение аморально...»

П: «Я никому не обещаю жениться, просто хочу погулять, пока молодой, а если хитроумные девицы думают меня "окрутить" и женить на себе, то этот номер у них не пройдет. Пусть рассчитывают только на обмен удовольствиями».

Тренер: «У тебя есть с кого брать пример. Возьми С. или А., они прогрессируют в спорте, строго соблюдают распорядок дня, ведут общественную работу, чистоплотны в быту».

П: «Знаю я этих ребят, они стараются перед тренером и начальником команды, чтобы быть включенными на очередной выезд за границу».

Тренер: «У меня есть информация, что ты часто возвращаешься навеселе, много куришь. Разве не понимаешь, что на фоне больших тренировочных нагрузок из-за частых недосыпания ты погубишь себя?»

П: «Не стоит устраивать "бурю в чайном блюдце", ничего не повредит моему могучему организму, поскольку выпиваю немного (для раскрепощения...), курю редко, для компании (когда моя дама курит). Кроме того, мне известно, что многие выдающиеся атлеты и выпивают, и курят и т. д.»

В ряде случаев спортсмен (в данном случае П. — Примеч. ред.), связанный своей негативной психологической установкой, иногда перерабатывает воспитательную информацию, поступающую от тренера, не пытаясь ее осмыслить. Иначе говоря, слова тренера служат лишь пусковым механизмом, сигналом для давно готового решения, совершенно не зависимого от той информации, которую несет данный сигнал.

Наш воспитуемый П., по его собственным словам, после проводимых с ним бесед, требований усилить тренировку, нормализовать режим отдыха лишь все больше укреплялся в мыслях: «Они говорят то, что им выгодно и удобно, а лично мне, пока я в Москве, надо пожить, повеселиться как следует».

Прозрение пришло неожиданно. Добившись путем оптимизации тренировки более строгого контроля, последовательного повышения технических результатов в рывке, мы наглядно убедили П. в реальной возможности подтянуть результат в толчке и выполнить норматив мастера спорта международного класса. Вот здесь наш воспитуемый и задумался. Вскоре ощутил, что ночные прогулки мешают переносить запланированные высоконагрузочные тренировки.

Прошло совсем немного времени, и наш герой стал более строго относиться к себе, к режиму тренировок и отдыха. Это вовсе не значит, что П. совершил какой-то героический поступок. Совсем нет. Он просто вернулся в надлежащий ритм спортивной деятельности, когда возможен рост максимальных результатов. Нам было приятно, что у спортсмена вновь образовалась мощная психологическая установка, в, основе которой лежала новая доминанта, «погасившая» все, что ей мешало. Перед коллективом предстал фанатично настроенный атлет, способный покорить вершины спортивного мастерства. Став мастером спорта международного класса, закончив заочно институт физической культуры, П. стал неплохим тренером и воспитателем, способным развить и сформировать у подопечных высокие моральные устои.

Марищущ В. Л., Пеньковский Е. А. В чем сила сильных? — М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.-С. 151-173.