Содержание материала

Условия формирования убеждений

Тренеру, выступающему в роли воспитателя, целесообразно знать ряд условий, определяющих успешность формирования убеждений.

  1. Воспитатель должен иметь достаточно высокий авторитету воспитуемых, быть образцом нравственности.
  2. Невозможно в чем-то убедить других, не будучи убежденным самому.
  3. Убеждение может быть осуществлено лишь при целенаправленном воздействии и на сознание, и на чувства, и на волю воспитуемого. Должна быть задействована его эмоционально-волевая сфера. Стремясь сформировать убеждение у своего подопечного, тренер-воспитатель должен вызвать сопереживание, чувство гордости, ощущение радости или эмоционального подъема. Могут при этом использоваться, образно говоря, «попутные эмоции», вызванные каким-то посторонним событием.
  4. Убеждение нельзя формировать путем нотаций, голословных повторений стандартных штампов, декларирования. Необходимы аргументы, применение эвристического метода познания. С помощью доводов, ярких фактов, сопоставления противоречий в различных точках зрения необходимо подвести воспитуемого к собственному правильному решению («Эврика!» — нашел). Основой убеждения могут стать лишь глубокие, хорошо осмысленные знания, принятые сознанием как правильные, логичные. В таких случаях говорят также об интериоризации, т. е. переходе информации от «извне» — «вовнутрь».
  5. Убеждение формируется быстрее и прочнее, когда в качестве аргументов, доводов применяются примеры из реальной жизни, живой практики, хорошо знакомые воспитуемым.
  6. Польза от эмоционально насыщенных воздействии аргументов не вызывает сомнения, но нельзя забывать о чувстве меры. В психологии известна закономерность Иеркса—Додсона, суть которой заключается в том, что однообразное мотивирование сначала способствует росту результатов деятельности, но после определенной «критической точки» оно начинает оказывать противоположное воздействие (о психологических механизмах такого феномена будет сказано ниже).
  7. Воспитывающие воздействия, проводимые с целью формирования убеждения, должны осуществляться своевременно, пока еще нет негативных проявлений. Иначе возникает необходимость в перевоспитании, что значительно сложнее. При переубеждении тактику воспитывающих воздействий следует строить на несколько иной основе. Нужно в меньшей мере касаться негативных моментов (особенно если они уже прочны), а стараться сформировать новый, положительный мотив и дальнейшие воспитательные усилия направлять на его укрепление. Смысл в том, что по механизмам отрицательной индукции он будет «гасить» конкурирующий с ним негативный мотив. Ниже мы постараемся разъяснить нейродинамический смысл такого явления.
  8. Различные воспитательные воздействия, формирующие соответствующие убеждения, должны быть целенаправленными и согласованными между собой.
  9. Необходимо учитывать особенности аудитории, влияние предшествующих событий, а также индивидуальные особенности воспитуемых.