Содержание материала

Педогогические советы тренеру

В тех случаях, когда с лекцией, беседой выступает тренер, руководитель команды или кто-то из авторитетных спортсменов, целесообразно учесть ряд рекомендаций и обратить внимание на приведенные ниже вопросы.

  1. Основное внимание при решении воспитательных задач уделять моральной стороне излагаемого материала, его воспитательному потенциалу.
  2. Материал излагать достаточно четко, обращая внимание на узловые вопросы, на рубрикации выделенных разделов лекции (рассказа).
  3. Давая новую информацию, уместно включать в изложение материала то, что еще не получило широкого распространения. Передаваемые сведения должны отличаться новизной.
  4. Использовать методику проблемности в изложении, создавать проблемные ситуации, т. е. ставить аудиторию в положение, когда нужно самостоятельно искать ответ на поставленные вопросы или делать выбор из нескольких вариантов предложенных ответов. Целесообразно применять полемические приемы, основанные на сопоставлении противоречивых точек зрения.

Добиваться простоты и ясности речи, популярного стиля изложения, не пользоваться малознакомой терминологией. Избегать попыток «обнаучивания» материала, обращаясь к вопросам, к усвоению которых аудитория не подготовлена, как можно меньше пользоваться словами-паразитами (так сказать, значит, это самое и т. п.), чаще отрываться от конспекта, чтобы видеть аудиторию.

Особое внимание должно обращаться на эмоциональность изложения, организацию эмоционального восприятия материала, что определяется следующим:

  • наличием новой информации;
  • обсуждением вопросов, которые действительно волнуют аудиторию («острые» темы, часто обсуждаемые вне аудитории, в кулуарах);
  • обращением к насущным проблемам тяжелоатлетического спорта (например: выступление сборной команды страны на Олимпиаде, проблемы борьбы с анаболиками и т. д.);
  • использованием образных сравнений, «крылатых фраз», ярких, волнующих примеров, приемов изложения, связанных с юмором;
  • реализацией возможности интонирования, мимики, приемов артистизма. При подготовке к встрече с аудиторией целесообразно иногда пользоваться магнитофоном, от работкой выигрышной мимики, позы перед зеркалом;

Использовать некоторое оптимальное количество наглядных пособий (схем, диапозитивов, если возможно, отрывков из кино- и видеофильмов), соблюдая меру при подборе, предлагая их не все сразу, а по ходу изложения. Не в ущерб логике изложения материала следует как можно чаще определять, когда наступает момент уставания слушателей (потеря интереса к излагаемому материалу).

Не забывать о технике речи (умелом интонировании, хорошей дикции, обязательных паузах после акцентирования на наиболее важных вопросах).

В ходе планирования, организации и проведения собеседовании тренеру (руководителю) занятия следует ориентироваться на ряд соответствующих дидактических требований.

  1. Ставить четкую задачу в определении цели собеседования, ограничивая соответствующим образом круг обсуждаемых вопросов. В таком аспекте удобно ориентироваться на известную «крылатую фразу», которую мы можем иногда использовать с целью приблизить обсуждение какого-либо вопроса к заданной теме: «Умный знает, что сказать, а дурак говорит все, что знает».
  2. Обсуждать только те вопросы, которые мы уже ранее как-то изучали (на лекции или самостоятельно). Иначе никакого обсуждения может не получиться (что обсуждать, если слушатели ничего не знают, у них нет мнения по данному вопросу, им надо читать лекцию, а не проводить обсуждение).
  3. Нужно, чтобы пересказывались и рассматривались факты под разными ракурсами, с разных точек зрения, с постановкой вопроса «почему?».
  4. Поощрять широкую полемику, обмен мнениями, выслушивать выступающего, но не уводить дискуссию в сторону от главной темы. Нужно управлять беседой.
  5. Добиваться повышения культуры речи выступающих, не забывая в то же время о возможных языковых трудностях в общении со спортсменами нерусской национальности.
  6. Рассматриваемые вопросы обязательно увязывают с конкретикой, в нашем случае с проблемами тяжелой атлетики, воспитанием спортсменов, значением воспитательных мероприятий для достижений спортивных успехов и роли таких успехов в социальном плане.
  7. Подводить итоги собеседования, отмечать лучшие выступления слушателей, делать общие выводы и практические рекомендации на основе анализа результатов обследования.

В накоплении знании по гуманитарным наукам, сведений 10 понятиях нравственности, представлений по вопросам идеологии, высокой морали; особую, весьма важную роль играет самостоятельная работа с источниками информации.

У нас имеется некоторый опыт организации самообразования спортсменов — тяжелоатлетов Вооруженных Сил СССР. Во время учебно-тренировочных сборов по подготовке сбор-рой команды армейских штангистов к чемпионату СССР на базе ЦСКА после специального контрольного письменного опроса перед всеми участниками сборов в виде эксперимента были поставлены следующие задачи: самостоятельно изучить речь В. И. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи»; уяснить понятие «спортивная этика» (по материалам пособия: Советские Вооруженные Силы — школа нравственного и физического воспитания армейских спортсменов. — М.: СК МО СССР, 1988).

Основные положения было предложено законспектировать, всем участникам эксперимента раздали по школьной тетради - дневнику, где каждый должен был сам спланировать свою работу по изучению предложенных материалов и ежедневно делать записи по избранной теме с отметкой о выполнении или невыполнении (с указанием причины) плана. Тренеры подурили инструкцию ни в какой мере не стимулировать участников эксперимента к работе с учебными материалами, но четко требовать, чтобы ежедневно по вечерам были сделаны записи о фактическом выполнении намеченной по плану работы.

Скажем, что все 20 тяжелоатлетов — мастеров спорта и восемь атлетов мастеров международного класса, участвовавшие в эксперименте в течение 23 дней, отведенных на подготовку последнего этапа перед чемпионатом страны, ознакомились (некоторые более подробно) с предложенными нами материалами, сделали конспекты; в ходе заключительного опроса у нас не было оснований кому-нибудь из них выставить неудовлетворительную оценку, хотя в исходном обследовании таких оценок было немало.