Содержание материала

Воспитание тяжелоатлетов

Нельзя сказать, что наши ученые и тренеры не занимаются решением проблем воспитания тяжелоатлетов, но, как и прежде, уровень разносторонней воспитанности штангистов оставляет желать лучшего.

В ходе специального анкетирования 43 выдающихся представителей тяжелоатлетического спорта оказалось, что 14,3% из них фактически отрицали важность воспитания высоких нравственных качеств и считали, что «чемпиону можно то, чего нельзя другим»; 23% отметили низкую эффективность воспитательной работы в ряде сборных команд ЦС и спортивных обществ.

В целом ряде случаев мы столкнулись с проявлением именно у тяжелоатлетов особой агрессивности, порой нежелания считаться с установившимися нормами поведения в коллективе и в быту. Высокий уровень притязаний у некоторых из них не всегда сочетается с уважением к общественному порядку. Мы встречались и с непризнанием нравственных критериев, которые ограничивают человека в его стремлении к желанным целям, даже если такие цели представляются противоправными.

Тяжелоатлеты в известной мере уступают по сдерживанию своих отрицательных эмоций боксерам, самбистам, дзюдоистам, каратистам, которые, образно говоря, умеют «свалить с первого удара», «поставить на голову», но в ходе тренировки, как правило, проходят целый цикл соответствующих воспитательных мероприятии, удерживающих от противоправных поступков. Боксеры, в частности, постоянно ощущают нравственное влияние тренера, регулярно напоминающего о высокой юридической ответственности за физическое воздействие на личность вне соревнований или тренировки.

Перед тренерами по тяжелой атлетике столь острые проблемы, казалось бы, не стоят, в основном все сводится к поднятию различных отягощений в разных режимах и параметрах, и о своих обязанностях воспитателя некоторые из них забывают. Отрабатывая удар (спарринг, по мешку, по груше и т. п.), боксер прекрасно понимает, что это ему потребуется для победы а ринге, а не в уличной драке или в быту. Что же касается штангистов, то, накапливая исполинскую силу на тренировках, некоторые из них не могут удержаться от соблазна ею воспользоваться. В силу этого проблема конфликтов в ряде тяжелоатлетических команд весьма актуальна, хотя сам по себе конфликт (лат. confliktus — столкновение) не во всех случаях является сугубо негативным явлением. В психологической сущности его лежит обострение противоречий, а следовательно, и определенный момент развития.

Мотивы конфликтов бывают разными. Но когда бушуют страсти вокруг бытовых проблем, неоправданных амбиций, взаимно эгоистических претензий, то такой конфликт лишь препятствует успехам в деятельности, мешает достижению высоких целей. Это относится как к конфликтному выяснению отношений «по горизонтали» (между спортсменами), так и «по вертикали» (между спортсменами и тренерами). В любом случае противоречия следует разрешать без применения физической силы, в рамках закона и принятой этики. Крупные конфликты с отрицательной направленностью потрясают весь коллектив, разлагают сплоченность, дисциплину, препятствуют прогрессированию в результатах на тренировках и соревнованиях.

К воспитательной работе с тяжелоатлетами обязательно следует относиться с максимальной ответственностью, и перед тренерами в данном случае стоят большие задачи в формировании научного мировоззрения, правовых знаний, патриотизма и интернационализма.

В процессе воспитания необходимо передать, а воспитуемым усвоить определенные сведения из области гуманитарных наук, основы высокой морали. Но это лишь первая, начальная ступень в воспитании. Главное же сформировать соответствующие убеждения, которые войдут в плоть и кровь человека, станут его сущностью, мотивами в поведении. Затем на основе знаний и убеждений вырабатываются соответствующие привычки поведения. Для каждого человека эти привычки адекватны человеческим ценностям, а спортсмену следует учитывать еще и требования спортивной этики.

Известный педагог и психолог П. Л. Рудик установил, что некоторые тренеры не придают значения воспитательной работе, не обнаруживают к ней интереса. Он подчеркивал, что такое непонимание тренерами важности воспитания у спортсменов высоких моральных качеств недопустимо и чревато отрицательными последствиями. Следовательно, нам не может быть безразлично, какой ценой добиваются рекорды и победы. К тому же имеется много данных о том, что в сугубо индивидуальных видах спорта, к числу которых относятся и тяжелая атлетика, с ростом спортивных достижений заметно развиваются и нездоровые наклонности.

И все же спорт тем и интересен, что он немыслим без чемпионов и рекордсменов, но если учебно-воспитательный процесс не на высоте, то неизбежны факты, когда эти одаренные люди могут стать, как говорится, неуправляемыми, чрезвычайно неуживчивыми в коллективе, вспыльчивыми, беспричинно агрессивными. Как тут не вспомнить философское изречение, которое гласит: «Слава и молодость — это слишком много для смертного».

Да к тому же мы хотим, чтобы на тяжелоатлетическом помосте во время соревнований атлеты были решительными, бесстрашными, а в жизни — добрыми, покладистыми. Возможно ли такое раздвоение личности? Факты свидетельствуют о том, что наиболее талантливые штангисты — ярко выраженные лидеры — стремятся даже в мелочах обыденной жизни быть образцом для окружающих. Поэтому особое внимание целесообразно уделять организации самостоятельной работы спортсменов, в том числе и во время любых учебно-тренировочных сборов, где могли бы проводиться собеседования и читаться лекции следующего содержания:

  • значение спортивного движения в осуществлении национальной политики;
  • современное олимпийское движение и попытки определенных сил извратить его гуманную и миролюбивую сущность;
  • физическая культура и бытие человека;
  • вопросы спортивной этики;
  • облик спортсмена-чемпиона, единые этические нормы, его поведение в нашей стране и за рубежом;
  • физическая культура и спорт как средство сплочения трудовых, воинских и учебных коллективов;
  • роль физической культуры и спорта в воспитании патриотизма и интернационализма;
  • быт и свободное время, место физической культуры и спорта в бюджете свободного времени.

Могут быть взяты и любые другие темы с учетом ситуации в стране и мире. Может быть проведена серия лекций и собеседований, например, на тему «Физическая культура и спорт в наши дни».

Рекомендуемая тематика лекций отнюдь не противоречит политике плюрализма. Напротив, она дает возможность каждому тренеру и спортсмену лучше разобраться в общественной ситуации, определить свое место в обществе и в политической борьбе.

Важная, социально значимая информация может передаваться в ходе встреч с ветеранами войны, труда и спорта.

Стимулом к спортивным достижениям многих спортсменов всегда являлось глубокое сознание своей причастности к делам и свершениям нашей страны. В современном спорте высших достижений высокие результаты, как правило, невозможны без высокой социальной мотивации, и это надо учитывать в лекционной пропаганде.