Содержание материала

Трудовое и нравственное воспитание

Спортивное воспитание учащихся микроцентра органически связано с их трудовым и нравственным воспитанием, что конкретизируется задачами и педагогическими средствами в основных видах деятельности:

  1. учебный процесс для младших строится согласно программе средней школы, а для старших — по программе института физической культуры;
  2. спортивная деятельность направлена на выполнение плана тренировочных и соревновательных нагрузок, соблюдение режима и гигиенических требований, формирование стимулирующего социально-психологического климата в коллективе;
  3. общетрудовая деятельность формирует трудовые навыки и правильную жизненную позицию;
  4. самоподготовка формирует важные нравственные качества характера личности, приучает к самообслуживанию и самостоятельности.

В условиях микроцентра, т. е. коллективно-организованной групповой жизнедеятельности спортсменов, возникает большое количество общественно необходимых работ. Основные из этих работ выполняют штатные работники микроцентра. Однако условия требуют ежедневного выполнения большого количества вспомогательных и хозяйственных работ самими спортсменами: уборка жилых помещений и территории микроцентра, дежурства, содержание в надлежащем порядке мест занятий, настройка и ремонт спортивного инвентаря, уход за зелеными насаждениями и живыми уголками и др. Данные работы служат хорошим средством трудового и нравственного воспитания в условиях микроцентра, создают атмосферу комфорта и домашнего уюта.

Прошедшие спортивный отбор и зачисленные в микроцентр учащиеся в течение первого месяца адаптируются к группе спортсменов, знакомятся с порядками и требованиями спортивного коллектива. Вначале это осуществляется путем знакомства новичков с правилами, изложенными в форме письменной инструкции. Наличие правил с перечнем требований и наказаний за их несоблюдение позволяет новичку сразу ощутить дух взаимной требовательности в коллективе, детально ознакомиться с конкретными условиями учебной, спортивной, трудовой, культурно-развлекательной жизни и сознательно принять эти условия без нажима со стороны тренеров.

С целью оптимизации процесса адаптации и формирования необходимых навыков поведения и взаимоотношений в коллективе новички, независимо от их возраста и спортивной квалификации, в первый месяц пребывания в микроцентре не подвергаются критике взрослых и «старичков», не штрафуются за допущенные промахи и ошибки. Отмечаются все успехи новичков, даже незначительные, касающиеся не только учебно-тренировочной деятельности, но и соблюдения спортивного режима, форм отдыха, самообслуживания, выполнения школьной учебной программы и др. Таким образом, в начальный период акцент делается прежде всего на поощрение новичка с целью его быстрой социально-психологической адаптации. По истечении месяца пребывания новичка в коллективе к нему предъявляются единые для всех требования. Правильные поступки и успехи поощряются похвалой, одобрением тренеров и старших спортсменов. Система санкций за явные отклонения от установленных норм поведения носит моральный и дисциплинарный характер, дифференцируется для группы младших и группы старших спортсменов (постановка на предупреждение, замечание, внеочередное дежурство, дополнительный наряд на хозяйственные работы и др.).

Реализация единых психолого-педагогических воздействий на личность спортсменов в любом коллективе возможна лишь в условиях благоприятного социально-психологического микроклимата взаимоотношений спортсменов и тренеров, что позволяет осуществлять подготовку спортсменов на качественно новом уровне. А это является залогом достижения более высоких спортивных результатов.

Одновидовой спортивный микроцентр, сочетающий школьное и вузовское образование, представляется нам исключительно перспективной формой организации олимпийской подготовки спортсменов высшей квалификации.

Выводы и рекомендации:

  1. Формирование личности высококвалифицированного спортсмена-олимпийца неразрывно связано с его образом жизни и деятельности, что предъявляет новые психолого-педагогические требования к организации учебно-тренировочного процесса, учебы и быта спортсменов.
  2. В существующих условиях наиболее рациональной формой организации подготовки высококвалифицированых спортсменов мы считаем микроцентр подготовки олимпийского резерва как среднее специальное учебное заведение для школьников-спортсменов, органически связанное с соответствующей спортивно-педагогической кафедрой института физкультуры.

Никифоров В. Ф. Формирование личности высококвалифицированного спортсмена в условиях микроцентра // Психологическое обеспечение спортивной деятельности. - Л.: Изд-во ГДОИФК им. Лесгафта, 1989. - С. 5-12.