Содержание материала

Структура подготовки спортсмена

Структура подготовки спортсмена от новичка до зачисления его в микроцентр строится в два этапа. На первом этапе в отделениях ДЮСШ набираются дети определенного возраста, осуществляется начальная подготовка тех, кто прошел спортивный отбор. Тренировочная программа на этом этапе содержит 13 занятий в неделю. Ежедневно, кроме воскресенья, проводятся две тренировки в день, в воскресенье — одна.

Уже после года работы по этой методике у юного спортсмена формируется активная потребность тренироваться непрерывно, т. е. несколько раз в день. Удовлетворение этой потребности облегчается тем, что для юных спортсменов созданы прекрасные условия тренировок и учебы, они не страдают от вредных привычек и разрушающего влияния прежних компаний. Это сохраняет их психический потенциал, позволяет безболезненно включаться в разработанную методику тренировок, усваивать многоразовые нагрузки без дополнительного отдыха. В немалой степени решению этой задачи способствует игровая атмосфера занятий, их целенаправленность

А. А. Кузнецов считает нецелесообразным включение во все циклы тренировки (недельный, месячный, годичный) особых дней отдыха. В такие «особые» дни спортсмен значительно больше теряет, чем обретает. После дня отдыха спортсмены значительно снижают уровень тренированности по ряду характеристик как технической, так и функциональной подготовленности.

Общераспространенным аргументом, обосновывающим необходимость дней отдыха, является потребность в восстановлении психобиологической энергии спортсмена, активация у спортсмена желания и потребности тренироваться с повышенными нагрузками. Однако мы придерживаемся иного аргумента: можно и нужно отдыхать в процессе самой работы. Потребность в особых днях отдыха у других спортсменов мы объясняем силой привычки, когда из-за снижения работоспособности после ударных или неправильно спланированных нагрузок в качестве основного «лекарства» тренеры используют временный отказ от тренировочной работы. Если работа приносит удовлетворение, а не измождает, она не требует особых дней отдыха.

Наша позиция в данном вопросе такова: главное в планировании нагрузок — это точный расчет восстановления сил, строгая ритмичность воздействий тренировочной нагрузки на организм спортсмена и согласованная с ней ритмичность восстановительных пауз для приема пищи, учебы, отдыха, сна. Четкая, экспериментально выверенная дозировка отмеченных факторов создает основу для хорошо мотивированной, непрерывной, напряженной работы и полноценного восстановления в процессе ее. Этот принцип обосновал еще академик Н. Е. Введенский, который отмечал, что многие люди устают на работе не от того, что много работают, а от того, что неправильно организуют свой труд.

«Свежесть» или вновь обострившееся желание тренироваться после «особого» дня отдыха обычно обманчивы, они улетучиваются значительно раньше, чем удается восстановить снизившийся за день отдыха уровень психофункциональных возможностей организма. Поэтому в микроцентре, спортсмены тренируются непрерывно, т. е. без дней отдыха. В то же время, как показывает медицинский контроль, они хорошо восстанавливаются в межтренировочные паузы, чему в немалой степени способствуют психологически творческая обстановка в микроцентре, созданная тренерами, постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья спортсменов, витаминизация питания, полноценный отдых и сон.

По общепринятой системе подготовки спортсмен имеет не только дни отдыха, но и участвует во множестве не обоснованных целями его подготовки мероприятий: в учебно-тренировочных сборах, выступлениях за разные команды, тренировках у различных тренеров и т. д. В результате очень трудно согласовать условия и методику тренировок, совместить школьное обучение и воспитательные воздействия. Рассогласование в формировании и совершенствовании различных качеств спортсменов возникает в результате перемещения его из одной спортивной команды в другую, неожиданных вызовов на УТС и соревнования. Известно, что уровень психофункциональной подготовленности спортсмена в течение года из-за отмеченных нюансов может сильно колебаться, а порой снижаться из-за противоречивых требовании и стилей руководства разных тренеров. Нередко спортсмен оказывается предоставленным и самому себе, что также может снизить уровень его подготовленности.

Совсем иная картина наблюдается в микроцентре, в котором спортсмен находится с момента зачисления в учебную группу и до включения в состав сборной команды страны. Здесь реализуется единство воспитательных воздействий, методических приемов и единоначалия, осуществляется постоянный контроль воспитательных воздействий. Тщательный подбор педагогических кадров для работы в микроцентре также является одним из важнейших условий эффективности его работы по конечному результату — спортсмен международного класса.