Содержание материала

Спортивный режим

Численность спортивного коллектива микроцентра 20-25 спортсменов. Его состав ежегодно пополняется тремя—четырьмя юными велосипедистами 12-14 лет. Размещается данная группа в специальном здании, расположенном в парковой зоне Ленинграда. Микроцентр оборудован всем необходимым для полноценной организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса, для активного отдыха, восстановления и развлечений. Организация тренировок строится на основе научно обоснованного планирования нагрузок в осенне-зимнем и весенне-летнем мезоциклах тренировки, а также с учетом календаря наиболее важных соревнований сезона. Режим дня составляется на зимний и летний периоды работы. Так, в осенний период график рабочего дня юного спортсмена выглядит следующим образом:

  • 8.00-8.14 ­­- Подъем, уборка постелей
  • 8.15-8.16 - Построение
  • 8.17-9.00 - Первая тренировка
  • 9.05-9.12 - Восстановительные процедуры
  • 9.15-9.35 - Завтрак
  • 9.45-12.10 - Школьные уроки (3 урока)
  • 12.30-14.30 - Вторая тренировка
  • 14.35-15.00 - Восстановительные процедуры
  • 15.00-15.30 - Обед
  • 15.45-17.20 - Школьные уроки (2 урока)
  • 17.30-18.30 - Третья тренировка
  • 18.40-19.40 - Трудовой час (домашние задания)
  • 19.45-20.15 - Ужин
  • 20.15-20.55 - Индивидуальная работа
  • 21.05-21.45 - Четвертая тренировка
  • 21.50-22.00 - Восстановительные процедуры
  • 22.00-22.50 - Свободное время, отдых, развлечения
  • 22.50-22.55 - Подготовка ко сну
  • 23.00 - Отбой

По такому графику спортсмены-школьники трудятся и учатся все дни недели, кроме воскресенья. В воскресные дни время от ужина до отбоя используется спортсменами по личному усмотрению ( в том числе для общения с родителями и пр. — Примеч. сост.).

Культурные мероприятия: экскурсии, посещение музеев и другие проводятся в промежутке после окончания школьных уроков до третьего тренировочного занятия. Свою семью спортсмены посещают один раз в месяц. В этот день проводится два тренировочных занятия до обеда.

У группы студентов график спортивной и учебной работы несколько иной, но с сохранением общих принципов построения учебно-тренировочного процесса в микроцентре: ежедневность и трехразовость тренировочных занятий, их совмещенность с учебой, трудом и отдыхом.

Постоянное внимание тренерско-преподавательского состава микроцентра к организации жизни и быта спортсменов повышает заинтересованность и активность учащихся в спортивной и учебной деятельности. В основе высокой эффективности работы микроцентра лежит глубокая специализация быта, создание сильной мотивации к спортивному росту, формирование стимулирующей психологической атмосферы учебно-тренировочной деятельности, единство целей, задач и требований всего коллектива центра, возглавляемого А. А. Кузнецовым. Своим деловым и личным авторитетом он интегрирует все взаимоотношения в коллективе в единый узел.

Основным преимуществом микроцентра перед другими формами подготовки высококвалифицированных спортсменов-олимпийцев является возможность обеспечения глубокой специализации ближайшей социальной среды, а также преемственность школьной и вузовской ступеней образования спортсмена. Наряду с комплексным подходом к воспитанию и развитию его личности такая специализация позволяет лучше организовать всю систему психолого-педагогических воздействий.

В процессе нашей работы мы имели редчайшую возможность убедиться в особом стимулирующе-мобилизующем значении социально-психологического микроклимата спортивного коллектива для развития взаимоотношений всех его членов. Один из важных факторов успеха микроцентра — это строгое соблюдение его автономии, что обеспечивает стерильность социальной микросреды и полноценное формирование всех групповых процессов, обусловливающих эффективность психолого-педагогических воздействий на спортсменов.

Социально-психологический коллектив микроцентра базируется на единстве требований и уважении личности всех сотрудников и спортсменов учебно-тренировочной группы. Единые правила поведения и спортивный режим касаются всех, независимо от должности, спортивного статуса, заслуг, авторитета и пр. Такое единство требований выдерживается как со стороны тренеров, так и всех работников, обеспечивающих бытовые условия и учебный процесс. Вся деятельность коллектива микроцентра подчинена общей цели — воспитанию и подготовке высококвалифицированных, гармонично развитых спортсменов, полноценных граждан и тружеников нашего общества.

Спортивный труд в сочетании с учебой и самоподготовкой формирует и возвышает личность не менее эффективно, чем труд общественный.