Содержание материала

За последние 20 лет объем специальной работы у лидеров отечественного велосипедного спорта увеличился втрое. Это значительно повысило требования к изобретению новых форм коллективной организации и методов подготовки спортсменов высокой квалификации. Подготовка высококвалифицированного спортсмена — это прежде всего воспитание высокоорганизованного, морально зрелого и психологически стойкого бойца, нравственно здорового человека, обладающего высоким уровнем интеллектуального и волевого потенциала.

Современный олимпиец должен много времени уделять тренировочному процессу, постоянной работе над собой, совершенствованию психорегуляции деятельности. Достижение олимпийских высот по силам только исключительно трудолюбивым, целеустремленным, работоспособным и одаренным спортсменам. Такими спортсмены не рождаются, а становятся ими в процессе воспитательной и учебно-тренировочной деятельности.

Большое значение для становления личности высококвалифицированного спортсмена, формирования его нравственных убеждений и высоких функциональных возможностей психики ж организма имеет правильная организация всего образа жизни. Многое здесь зависит от малой группы — команды, т. е. ближайшего социального окружения, от местных традиций, особенностей индивидуального подхода к спортсменам со стороны тренера. Одним из организационных вариантов такой подготовки является спортивный микроцентр для воспитания высококвалифицированных спортсменов, обеспечивающий комплексный подход к организации их тренировки, учебы и быта. Такой микроцентр был создан в Ленинграде в1980 г. по инициативе ДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Руководит центром заведующий кафедрой велоспорта, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер СССР А. А. Кузнецов.


Спортивный режим

Численность спортивного коллектива микроцентра 20-25 спортсменов. Его состав ежегодно пополняется тремя—четырьмя юными велосипедистами 12-14 лет. Размещается данная группа в специальном здании, расположенном в парковой зоне Ленинграда. Микроцентр оборудован всем необходимым для полноценной организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса, для активного отдыха, восстановления и развлечений. Организация тренировок строится на основе научно обоснованного планирования нагрузок в осенне-зимнем и весенне-летнем мезоциклах тренировки, а также с учетом календаря наиболее важных соревнований сезона. Режим дня составляется на зимний и летний периоды работы. Так, в осенний период график рабочего дня юного спортсмена выглядит следующим образом:

  • 8.00-8.14 ­­- Подъем, уборка постелей
  • 8.15-8.16 - Построение
  • 8.17-9.00 - Первая тренировка
  • 9.05-9.12 - Восстановительные процедуры
  • 9.15-9.35 - Завтрак
  • 9.45-12.10 - Школьные уроки (3 урока)
  • 12.30-14.30 - Вторая тренировка
  • 14.35-15.00 - Восстановительные процедуры
  • 15.00-15.30 - Обед
  • 15.45-17.20 - Школьные уроки (2 урока)
  • 17.30-18.30 - Третья тренировка
  • 18.40-19.40 - Трудовой час (домашние задания)
  • 19.45-20.15 - Ужин
  • 20.15-20.55 - Индивидуальная работа
  • 21.05-21.45 - Четвертая тренировка
  • 21.50-22.00 - Восстановительные процедуры
  • 22.00-22.50 - Свободное время, отдых, развлечения
  • 22.50-22.55 - Подготовка ко сну
  • 23.00 - Отбой

По такому графику спортсмены-школьники трудятся и учатся все дни недели, кроме воскресенья. В воскресные дни время от ужина до отбоя используется спортсменами по личному усмотрению ( в том числе для общения с родителями и пр. — Примеч. сост.).

Культурные мероприятия: экскурсии, посещение музеев и другие проводятся в промежутке после окончания школьных уроков до третьего тренировочного занятия. Свою семью спортсмены посещают один раз в месяц. В этот день проводится два тренировочных занятия до обеда.

У группы студентов график спортивной и учебной работы несколько иной, но с сохранением общих принципов построения учебно-тренировочного процесса в микроцентре: ежедневность и трехразовость тренировочных занятий, их совмещенность с учебой, трудом и отдыхом.

Постоянное внимание тренерско-преподавательского состава микроцентра к организации жизни и быта спортсменов повышает заинтересованность и активность учащихся в спортивной и учебной деятельности. В основе высокой эффективности работы микроцентра лежит глубокая специализация быта, создание сильной мотивации к спортивному росту, формирование стимулирующей психологической атмосферы учебно-тренировочной деятельности, единство целей, задач и требований всего коллектива центра, возглавляемого А. А. Кузнецовым. Своим деловым и личным авторитетом он интегрирует все взаимоотношения в коллективе в единый узел.

Основным преимуществом микроцентра перед другими формами подготовки высококвалифицированных спортсменов-олимпийцев является возможность обеспечения глубокой специализации ближайшей социальной среды, а также преемственность школьной и вузовской ступеней образования спортсмена. Наряду с комплексным подходом к воспитанию и развитию его личности такая специализация позволяет лучше организовать всю систему психолого-педагогических воздействий.

В процессе нашей работы мы имели редчайшую возможность убедиться в особом стимулирующе-мобилизующем значении социально-психологического микроклимата спортивного коллектива для развития взаимоотношений всех его членов. Один из важных факторов успеха микроцентра — это строгое соблюдение его автономии, что обеспечивает стерильность социальной микросреды и полноценное формирование всех групповых процессов, обусловливающих эффективность психолого-педагогических воздействий на спортсменов.

Социально-психологический коллектив микроцентра базируется на единстве требований и уважении личности всех сотрудников и спортсменов учебно-тренировочной группы. Единые правила поведения и спортивный режим касаются всех, независимо от должности, спортивного статуса, заслуг, авторитета и пр. Такое единство требований выдерживается как со стороны тренеров, так и всех работников, обеспечивающих бытовые условия и учебный процесс. Вся деятельность коллектива микроцентра подчинена общей цели — воспитанию и подготовке высококвалифицированных, гармонично развитых спортсменов, полноценных граждан и тружеников нашего общества.

Спортивный труд в сочетании с учебой и самоподготовкой формирует и возвышает личность не менее эффективно, чем труд общественный.


Структура подготовки спортсмена

Структура подготовки спортсмена от новичка до зачисления его в микроцентр строится в два этапа. На первом этапе в отделениях ДЮСШ набираются дети определенного возраста, осуществляется начальная подготовка тех, кто прошел спортивный отбор. Тренировочная программа на этом этапе содержит 13 занятий в неделю. Ежедневно, кроме воскресенья, проводятся две тренировки в день, в воскресенье — одна.

Уже после года работы по этой методике у юного спортсмена формируется активная потребность тренироваться непрерывно, т. е. несколько раз в день. Удовлетворение этой потребности облегчается тем, что для юных спортсменов созданы прекрасные условия тренировок и учебы, они не страдают от вредных привычек и разрушающего влияния прежних компаний. Это сохраняет их психический потенциал, позволяет безболезненно включаться в разработанную методику тренировок, усваивать многоразовые нагрузки без дополнительного отдыха. В немалой степени решению этой задачи способствует игровая атмосфера занятий, их целенаправленность

А. А. Кузнецов считает нецелесообразным включение во все циклы тренировки (недельный, месячный, годичный) особых дней отдыха. В такие «особые» дни спортсмен значительно больше теряет, чем обретает. После дня отдыха спортсмены значительно снижают уровень тренированности по ряду характеристик как технической, так и функциональной подготовленности.

Общераспространенным аргументом, обосновывающим необходимость дней отдыха, является потребность в восстановлении психобиологической энергии спортсмена, активация у спортсмена желания и потребности тренироваться с повышенными нагрузками. Однако мы придерживаемся иного аргумента: можно и нужно отдыхать в процессе самой работы. Потребность в особых днях отдыха у других спортсменов мы объясняем силой привычки, когда из-за снижения работоспособности после ударных или неправильно спланированных нагрузок в качестве основного «лекарства» тренеры используют временный отказ от тренировочной работы. Если работа приносит удовлетворение, а не измождает, она не требует особых дней отдыха.

Наша позиция в данном вопросе такова: главное в планировании нагрузок — это точный расчет восстановления сил, строгая ритмичность воздействий тренировочной нагрузки на организм спортсмена и согласованная с ней ритмичность восстановительных пауз для приема пищи, учебы, отдыха, сна. Четкая, экспериментально выверенная дозировка отмеченных факторов создает основу для хорошо мотивированной, непрерывной, напряженной работы и полноценного восстановления в процессе ее. Этот принцип обосновал еще академик Н. Е. Введенский, который отмечал, что многие люди устают на работе не от того, что много работают, а от того, что неправильно организуют свой труд.

«Свежесть» или вновь обострившееся желание тренироваться после «особого» дня отдыха обычно обманчивы, они улетучиваются значительно раньше, чем удается восстановить снизившийся за день отдыха уровень психофункциональных возможностей организма. Поэтому в микроцентре, спортсмены тренируются непрерывно, т. е. без дней отдыха. В то же время, как показывает медицинский контроль, они хорошо восстанавливаются в межтренировочные паузы, чему в немалой степени способствуют психологически творческая обстановка в микроцентре, созданная тренерами, постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья спортсменов, витаминизация питания, полноценный отдых и сон.

По общепринятой системе подготовки спортсмен имеет не только дни отдыха, но и участвует во множестве не обоснованных целями его подготовки мероприятий: в учебно-тренировочных сборах, выступлениях за разные команды, тренировках у различных тренеров и т. д. В результате очень трудно согласовать условия и методику тренировок, совместить школьное обучение и воспитательные воздействия. Рассогласование в формировании и совершенствовании различных качеств спортсменов возникает в результате перемещения его из одной спортивной команды в другую, неожиданных вызовов на УТС и соревнования. Известно, что уровень психофункциональной подготовленности спортсмена в течение года из-за отмеченных нюансов может сильно колебаться, а порой снижаться из-за противоречивых требовании и стилей руководства разных тренеров. Нередко спортсмен оказывается предоставленным и самому себе, что также может снизить уровень его подготовленности.

Совсем иная картина наблюдается в микроцентре, в котором спортсмен находится с момента зачисления в учебную группу и до включения в состав сборной команды страны. Здесь реализуется единство воспитательных воздействий, методических приемов и единоначалия, осуществляется постоянный контроль воспитательных воздействий. Тщательный подбор педагогических кадров для работы в микроцентре также является одним из важнейших условий эффективности его работы по конечному результату — спортсмен международного класса.


Трудовое и нравственное воспитание

Спортивное воспитание учащихся микроцентра органически связано с их трудовым и нравственным воспитанием, что конкретизируется задачами и педагогическими средствами в основных видах деятельности:

  1. учебный процесс для младших строится согласно программе средней школы, а для старших — по программе института физической культуры;
  2. спортивная деятельность направлена на выполнение плана тренировочных и соревновательных нагрузок, соблюдение режима и гигиенических требований, формирование стимулирующего социально-психологического климата в коллективе;
  3. общетрудовая деятельность формирует трудовые навыки и правильную жизненную позицию;
  4. самоподготовка формирует важные нравственные качества характера личности, приучает к самообслуживанию и самостоятельности.

В условиях микроцентра, т. е. коллективно-организованной групповой жизнедеятельности спортсменов, возникает большое количество общественно необходимых работ. Основные из этих работ выполняют штатные работники микроцентра. Однако условия требуют ежедневного выполнения большого количества вспомогательных и хозяйственных работ самими спортсменами: уборка жилых помещений и территории микроцентра, дежурства, содержание в надлежащем порядке мест занятий, настройка и ремонт спортивного инвентаря, уход за зелеными насаждениями и живыми уголками и др. Данные работы служат хорошим средством трудового и нравственного воспитания в условиях микроцентра, создают атмосферу комфорта и домашнего уюта.

Прошедшие спортивный отбор и зачисленные в микроцентр учащиеся в течение первого месяца адаптируются к группе спортсменов, знакомятся с порядками и требованиями спортивного коллектива. Вначале это осуществляется путем знакомства новичков с правилами, изложенными в форме письменной инструкции. Наличие правил с перечнем требований и наказаний за их несоблюдение позволяет новичку сразу ощутить дух взаимной требовательности в коллективе, детально ознакомиться с конкретными условиями учебной, спортивной, трудовой, культурно-развлекательной жизни и сознательно принять эти условия без нажима со стороны тренеров.

С целью оптимизации процесса адаптации и формирования необходимых навыков поведения и взаимоотношений в коллективе новички, независимо от их возраста и спортивной квалификации, в первый месяц пребывания в микроцентре не подвергаются критике взрослых и «старичков», не штрафуются за допущенные промахи и ошибки. Отмечаются все успехи новичков, даже незначительные, касающиеся не только учебно-тренировочной деятельности, но и соблюдения спортивного режима, форм отдыха, самообслуживания, выполнения школьной учебной программы и др. Таким образом, в начальный период акцент делается прежде всего на поощрение новичка с целью его быстрой социально-психологической адаптации. По истечении месяца пребывания новичка в коллективе к нему предъявляются единые для всех требования. Правильные поступки и успехи поощряются похвалой, одобрением тренеров и старших спортсменов. Система санкций за явные отклонения от установленных норм поведения носит моральный и дисциплинарный характер, дифференцируется для группы младших и группы старших спортсменов (постановка на предупреждение, замечание, внеочередное дежурство, дополнительный наряд на хозяйственные работы и др.).

Реализация единых психолого-педагогических воздействий на личность спортсменов в любом коллективе возможна лишь в условиях благоприятного социально-психологического микроклимата взаимоотношений спортсменов и тренеров, что позволяет осуществлять подготовку спортсменов на качественно новом уровне. А это является залогом достижения более высоких спортивных результатов.

Одновидовой спортивный микроцентр, сочетающий школьное и вузовское образование, представляется нам исключительно перспективной формой организации олимпийской подготовки спортсменов высшей квалификации.

Выводы и рекомендации:

  1. Формирование личности высококвалифицированного спортсмена-олимпийца неразрывно связано с его образом жизни и деятельности, что предъявляет новые психолого-педагогические требования к организации учебно-тренировочного процесса, учебы и быта спортсменов.
  2. В существующих условиях наиболее рациональной формой организации подготовки высококвалифицированых спортсменов мы считаем микроцентр подготовки олимпийского резерва как среднее специальное учебное заведение для школьников-спортсменов, органически связанное с соответствующей спортивно-педагогической кафедрой института физкультуры.

Никифоров В. Ф. Формирование личности высококвалифицированного спортсмена в условиях микроцентра // Психологическое обеспечение спортивной деятельности. - Л.: Изд-во ГДОИФК им. Лесгафта, 1989. - С. 5-12.