Содержание материала

Культура поведения

С целью воспитания общей культуры поведения, эстетики движений и поступков тренер проводила краткие беседы о том, что на уроке надо работать не только дружно и старательно, но и красиво, разъясняла, что значит правильно двигаться, держаться, выполнять упражнение, как слушать музыку. По ходу урока тренер указывала детям на красивое и некрасивое в действиях учащихся при построении, стойке «смирно», выполнении своих команд, обращая внимание при этом на быстроту и точность выполняемой работы, согласованность движений и действий, соблюдение правил культуры поведения и т. д. Проводился также и опрос занимающихся о том, какое движение более красиво, какие поступки они считают красивыми, а какие нет.

В течение всего периода занятий изменялись решаемые задачи и характер применяемых приемов. Разъясняя необходимость труда и активности на уроке, тренер постепенно увлекала детей гимнастикой, воспитывая интерес к ней, а поэтому все чаще и чаще в качестве мотива образцового поведения говори да о значении труда и дисциплины, без которых не станешь хорошим гимнастом, о том, что надо любить все виды гимнастических упражнений и одинаково старательно их выполнять.

Самостоятельная познавательная деятельность детей приобретала все более широкий характер. Если раньше, например, тренер В. П. Воронова задавала своим подопечным такие вопросы: «Как называется этот прыжок?», «Какую ошибку сделала Таня, выполняя прыжок?», то к концу года, проводя на уроке соревнования по выполнению упражнений на бревне, она оценивала выполнение упражнения в баллах, а потом предлагала своим ученицам сказать, за что поставлена та или другая оценка. Девочки отвечали:

  • Упражнение Наташа сделала хорошо, но в конце потеряла равновесие.
  • Лена отстала от музыки.
  • Валя не удержала равновесие при соскоке.
  • Оля делала долго поворот... — и т. д.

В начале года В. П. Воронова подробно инструктировала девочек о том, как правильно подготовить к занятиям брусья, кольца, маты, бревно, ковер и т. д. А в конце года тренер уже давала распоряжения такого характера: «Оля, побеспокойся, чтобы поставили брусья»; «Наташа, организуй, чтобы быстро расстелили ковер». И Оля и Наташа распоряжались, вкладывая в исполнение задания всю свою инициативу и организаторские способности.

Если в начале года поощрялись обычное трудолюбие и исполнительность, то к концу года похвал педагога прежде всего удостаивались те гимнастки, которые проявляли инициативу, были активны, помогали товарищам, следили за порядком и т. д.

На первых уроках тренер сама терпеливо и настойчиво учила детей, как правильно держать кисти рук, носки ног, голову, как сочетать движение с музыкой и отражать характер музыки в своем движении, а в дальнейшем юные спортсменки сами решали такие вопросы: «Правильно ли Оля выполнила прыжок в шаге?» — «Правильно». «Красиво ли она его выполнила? — «Не очень». — «Что же вам не понравилось?» Девочки отвечали: «Кисти она держала неправильно», «Голову опустила», «Тяжело прыгала», «Прыжок сделала не под музыку», «Не улыбнулась» и т. д.

Очень большую работу проводила В. П. Воронова по приучению детей к культуре поведения: она никогда не разрешала разговаривать с собой, поправляя волосы, болтая ногой, опустив голову и т. д. Прививая детям правильное понимание красоты поведения, постепенно приучала детей самостоятельно оценивать положительное и отрицательное в поступках.

После первого года занятий некоторые гимнастки Вороновой перешли в старшую группу. По отзывам тренеров этих групп, они отличались хорошей дисциплиной, культурой поведения, большим трудолюбием, самостоятельностью и инициативой.

Белорусова В. В. Воспитание в спорте. — М.: ФИС, 1974. — С. 50—73.