Содержание материала

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки нравственного поведения.

Средства нравственного воспитания — это те виды деятельности, которые используются для решения задач нравственного воспитания. К ним обычно относят труд, учебу, игру, физическую культуру и спорт, общественную деятельность.

Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Эмоциональность и коллективный характер физкультурной и спортивной деятельности, разнообразие ее положительных активов, постоянное стремление к физическому и духовному совершенствованию, максимальная реализация своих творческих возможностей — все эти особенности также дают право рассматривать ее как важное средство нравственного воспитания. Физкультурная и спортивная деятельность органически сочетается с общественно полезной деятельностью, является се составной частью.

Ни один из методов, а также ни одно из средств нравственного воспитания не могут применяться изолированно, в отрыве друг от друга. Для методики нравственного воспитания спортсмена характерны взаимосвязь и единство методов и средств воспитательного воздействия.

Существуют массовые, групповые и индивидуальные формы и методы воспитательной работы, которые направляются на формирование характера, взглядов, убеждений, норм общественного поведения спортсменов.

Опрос тренеров, который проводился, чтобы узнать, какие средства воспитания используются и оцениваются ими особенно высоко, показал следующее: по их мнению, наибольшее влияние на спортсменов оказывает активная работа комсомольской группы, развитие в коллективе критики и самокритики, обсуждение важных вопросов деятельности и поступков отдельных членов коллектива, проведение этических бесед, встреч с ветеранами спорта, известными деятелями науки и культуры, героями труда и т. д.; в арсенал средств воспитания включали также участие в общественно полезном труде и общественной жизни коллектива; совместное посещение соревнований, шефство над новичками, использование средств наглядной агитации (стенды с портретами лучших спортсменов, показателями их выступлений и достижений коллектива и т. д.).

Рассмотрим подробнее основные средства, методы и формы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания, норм общественного поведения, поощрения и наказания. Это поможет тренерам, учителям физического воспитания, методистам глубже ознакомиться с ними, чтобы затем использовать в своей практической работе.

 


Воспитание в процессе спортивной тренировки

Методы формирования норм общественного поведения тесно связаны с методами формирования нравственного сознания, так как именно сознательное начало является необходимым условием воспитания норм и привычек поведения. Эти методы, кроме того, имеют и свою специфику — они направлены прежде всего на организацию общественно полезной деятельности, в процессе которой складывается положительный нравственный опыт. Именно он способствует воспитанию твердых убеждений, гражданской зрелости, высоких моральных качеств, формирует положительные нравственные привычки.

Где же и как может создаваться и приобретаться спортсменами положительный опыт поведения?

Прежде всего в различных видах общественно полезной деятельности: в труде, учебе, общественной работе, в процессе занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований.

Активное участие во всех этих формах организации социального опыта — одно из условий формирования... высоконравственного поведения, моральных качеств. Принимая участие в общественно полезных делах, спортсмен встречается с другими людьми, общается с ними, попадает во всевозможные жизненные ситуации, в которых бывает необходимо оказать помощь товарищу, поддержать его в чем-то, выступить с критикой того или иного отрицательного явления, выбрать для себя определенную линию поведения, принять решение. При этом имеют значение не только содержание и результаты поступков, но и внутренний мир личности, сложный и противоречивый процесс осмысления и переживания поступков. Каждый поступок совершается под влиянием всевозможных мотивов, т. е. определенных стимулов действий.

Приобщение к спортивной деятельности также происходит под воздействием различных мотивов. Ими могут быть: стремление к личному совершенствованию, к личной славе, выполнение долга перед коллективом, понимание общественной значимости спорта.

От характера мотива зависит тот или иной поступок спортсмена.

Если на соревнованиях спортсменом движет только стремление к личному успеху, он может прекратить борьбу, когда увидит, что лично для него она уже не имеет смысла. Когда же спортсмен прежде всего думает о своей команде, интересах коллектива, — он готов вести спортивную борьбу даже несмотря на личный проигрыш. Поэтому, используя полезную деятельность как средство воспитания, надо всегда учитывать отношение к ней спортсмена, мотивы, побудившие его участвовать в данной деятельности.

В создаваемом нравственном опыте синтезируется не вся практика поведения, а прежде всего те нравственные действия, которые приобретают для человека определенную значимость и порождают необходимую интеллектуальную и эмоциональную активность. Поэтому важно не только знать, учитывать и использовать, но и целенаправленно создавать в процессе воспитания значимые для воспитания сферы накопления нравственного опыта.

Спортивная деятельность, доставляющая спортсмену большое эмоциональное удовлетворение, если она педагогически правильно организована, — это настоящая школа нравственного опыта, а процесс спортивной тренировки — одно из средств воспитания.

В этом педагогическом процессе, направленном на достижение высоких спортивных результатов на основе всестороннего развития личности, совершенствуются нравственные качества, мысли и чувства спортсмена.

Чтобы тренировка имела воспитывающий характер, в ней необходимо рационально сочетать теоретические и практические занятия. При обучении и воспитании важным является то, чтобы спортсмен умел не только выполнять то или иное двигательное действие, но и знал его научно-теоретические основы. Тренер, который на занятиях со спортсменами использует знания из области педагогики, теории и истории физического воспитания, психологии, анатомии, физиологии, биомеханики, ссылается на научные данные при обосновании техники, тактики, методики обучения и тренировки, помогает своим воспитанникам расширить кругозор, повысить знания, прививает интерес к изучению научных вопросов.

Понимание сущности двигательного действия, умение самостоятельно проанализировать его, ответить на ряд вопросов по технике и методике обучения избранному виду спорта, самостоятельное решение отдельных двигательных задач, взаимоконтроль и взаимооценка при выполнении заданий, требующих исследовательского подхода, комментирование упражнений по ходу их выполнения, — все это помогает не только лучше овладеть спортивными умениями и навыками, но и воспитывает внимание, повышает ответственность, развивает самостоятельность и инициативу, формирует черты коллективизма, повышает дисциплину.

Воспитание спортсмена во многом зависит от культуры проведения тренировочных занятий, которая заключается в их четкой организации, деловитости, требовательности педагога-тренера к занимающимся, в создании необходимых условий. Культура проведения тренировки — это и эстетика обстановки, в которой спортсмены занимаются, и внешний облик занимающихся и тренера.

Неопрятная спортивная одежда, неряшливая прическа, грубость и небрежность в обращении друг к другу, а иногда и к тренеру — все это несовместимо с культурой проведения тренировки, значительно снижает ее воспитательный эффект.

Важным условием воспитания в процессе тренировки являются взаимоотношения, которые складываются между тренером и спортсменами.

Взаимное уважение, доброжелательный, спокойный, но твердый и решительный тон педагога, вежливость и такт, личный пример высокой дисциплинированности и преданности своему делу создают необходимые предпосылки к решению основных задач воспитания. И нет ничего опаснее в деле воспитания спортсмена, чем панибратство, попустительство, низкая требовательность тренера.

Воспитательные возможности спортивной тренировки, в процессе которой спортсмен занят конкретной, интересующей его деятельностью, выполняет определенный объем работы, чрезвычайно велики.

В беседах с автором тренеры называли моральные и волевые качества, которые могут быть воспитаны в ходе тренировочного процесса. Очень хорошо сказал по этому поводу заслуженный тренер СССР и УССР Д. И. Оббариус:

«В процессе тренировки стараюсь воспитывать патриотизм, сознательную дисциплину, самостоятельность, честность, личную ответственность, аккуратность, бережливость, вежливость, товарищескую взаимопомощь; с другой стороны — смелость, решительность, настойчивость, трудолюбие, пытливость, инициативность. Кроме того, стараюсь расширить общий политический и образовательный кругозор».

Конечно, все эти качества не воспитываются сами по себе, а требуют целеустремленных и настойчивых усилий самого тренера, преподавателя, всего спортивного коллектива.


Упражнения и приучения

В процессе спортивной тренировки наряду с другими методами воспитания широко применяются также упражнения и приучения.

Упражнение — это многократное повторение поступков и действий, в результате которого формируются нравственные привычки. Приучение является как бы следствием упражнения. Приучить можно к аккуратности, дисциплине, труду и т. д.

В методе приучения можно выделить следующие группы:

  1. приучение к преодолению трудностей спортивной тренировки;
  2. приучение к действиям в коллективе и для коллектива;
  3. приучение к дисциплине путем систематических требований, распоряжений, приказаний и т. д.;
  4. приучение к самостоятельным и инициативным действиям.

Характер упражнений, объем и трудность работы, система занятий, многократные повторения упражнений в ходе тренировки должны использоваться в воспитательных целях. Однако, чтобы приучить спортсмена новичка к большому объему работы, к обязательному выполнению задач тренировки, необходимо постепенное увеличение нагрузки и усложнение условий, а также правильное распределение и чередование упражнений в процессе тренировки.

«Объем работы в гребле, — сказал, например, в беседе заслуженный тренер СССР Б. С. Бречко, — очень велик. Каждого новичка приходится предупреждать о предстоящих трудностях. Подготовительный период длится 6 месяцев. "Втягиваться" в данный режим помогает постепенность в работе. И только после того, как этот период пройдет, спортсмен способен справиться с нагрузками».

Чтобы приучить спортсменов преодолевать трудности, тренеры проводят отдельные занятия в сложных условиях.

В гребле, например, их создают ветер, волна, дождь; в лыжном спорте — упражнения с отягощениями, бег на лыжах по пересеченной местности со сложным рельефом.

Важным средством приучения в тренировке по любому виду спорта является соблюдение строгого режима.

Вот что рассказывает, например, о режиме дня спортсменов-скороходов заслуженный мастер спорта, победитель международных состязаний В. В. Ухов:

«У нас выработался определенный режим дня. В 7 часов — подъем, тренировка на10 кмс ускорениями при любой погоде. Мы приучили себя к самым сложным погодным условиям, точно назначали время тренировки, а в тот день недели, в который, по нашим расчетам, будут проходить соревнования, тренировались с особенно большой интенсивностью».

Успех тренировки зависит от того, насколько удается тренеру разнообразить условия и средства занятий. С этой целью применяются упражнения, характерные для других видов спорта, изменяется длина и скорость пробегания заданных отрезков, например в легкой атлетике, лыжном, конькобежном, велосипедном спорте, варьируются условия местности, характер и методы тренировок и т. д.

«Для мобилизации спортсмена на преодоление трудностей, — рассказывает Д. И. Оббариус, — использую различную обстановку — изменяю и усложняю условия выполнения упражнений... Иногда переключаю спортсмена па совершенно иную работу: прыгуну рекомендую заняться метанием, спринтеру предлагаю спокойно побегать, а потом повторить бег со значительной скоростью. Всегда стараюсь разнообразить тренировочные средства».

Постепенное приучение к большим тренировочным нагрузкам и к преодолению трудностей будет проходить с большим эффектом, если спортсмены в командах правильно подобраны (в команде гребцов, в парах соперников в борьбе и боксе, груп-1пе тренирующихся в легкой атлетике), четко организована вся учебная работа, продуманы приемы взаимопомощи и страховки при выполнении упражнений, связанных с риском, а сам тренер, проявляя принципиальность, настойчивость и убежденность, добивается точного и полного выполнения поставленных им задач.

Одним из приемов, побуждающих спортсменов к тем или иным действиям, является умелая постановка перед ними конкретной цели. Разумно применяемые одобрение, похвала, оценка также стимулируют трудолюбие спортсменов.

Включение в процесс тренировки соревновательных моментов, проведение занятий в присутствии зрителей (например, гимнастике, акробатике), выполнение упражнений на оценку, соревнования на лучшее выполнение упражнений, когда судьи являются товарищи по группе, — все это повышает эмоциональное состояние занимающихся, разнообразит привычный код тренировки.

Большим стимулом для спортсмена является систематическое повышение его спортивных результатов.

Процесс тренировки не должен угнетать спортсмена, даже если он очень труден. Он должен быть радостным, и сделать это может тренер.


Педагогическая требовательность тренера

Строгие требования, которые предъявляет тренер к спортсменам, — один из приемов, приучающих к активной работе. По характеру они могут быть самыми разнообразными. Тренер своих воспитанников требует соблюдения дисциплины, аккуратного посещения занятий, точного выполнения задания, необходимой интенсивной работы, выполнения намеченного объема тренировки, соблюдения режима, правильного отношения к товарищу, противнику и т. д.

Педагогическая требовательность тренера к своим ученикам в спортивной деятельности помогает направить спортсмена на выполнение поставленной перед ним задачи, научить его подчиняться режиму тренировки и т. д. Однако если требовательность превращается в излишнюю придирчивость, она может принести вред воспитанию личности спортсмена.

В преодолении трудностей тренировки, приучении к большим нагрузкам важная роль отводится силе положительного примера. Таким примером для подражания могут быть жизнь замечательных людей нашей Родины, в том числе спортсменов, их патриотизм, воля, мужество, благородство; достижения старших товарищей; более совершенная техника или тактика кого-либо из выдающихся спортсменов данного вида спорта; личность самого тренера.

В процессе тренировки приучение тесно связано с разъяснением, которое по форме может быть очень разнообразным: это групповые и индивидуальные беседы (разговор по душам), всевозможные объяснения, указания, советы, внушения и т. д.

Многие тренеры считают, что в работе с новичками, юными спортсменами большое воспитательное значение имеют беседы о выдающихся спортсменах, их настойчивости, воле к победе, трудолюбии, выдержке. В воспитательных целях можно использовать вводное (перед занятием) и заключительное (после занятия) обращение тренера к занимающимся, а также беседы с ними в перерывах. Оценка тренером положительных и отрицательных поступков отдельных спортсменов, придание им гласности в коллективе также способствуют формированию нравственного поведения.

Необходимым условием успеха в спорте и важным фактором нравственного совершенствования личности спортсмена является его творческая самостоятельная работа. Чтобы приучить к этому спортсмена, тренер привлекает его к совместной разработке плана тренировки; намечает и реализует программу самовоспитания моральных и волевых качеств; приучает вместе с собой думать над возможностью улучшить технику; доверяет самостоятельно тренироваться, поощряет стремление анализировать действия в процессе тренировки, вести дневник, помочь советом своему товарищу.

Самостоятельная работа спортсмена не противоречит принципу коллективности. Коллективные и индивидуальные формы должны умело и разумно сочетаться в тренировочном процессе.

С целью воспитания черт коллективизма, дружбы и товарищества многие тренеры поручают более сильным спортсменам шефствовать над менее подготовленными, разрешают им вести разминку, тренировку, советуют разбирать и анализировать выполнение упражнения товарищем, подготавливать место занятий, познакомиться с новичками, обсудить поведение товарища и т. д. Такие конкретные задания также приучают к самостоятельности.


Индивидуальный подход

К воспитанию спортсменов следует подходить дифференцированно, с учетом возраста и подготовленности. Наблюдения показывают, что чем выше спортивная квалификация спортсмена, тем специфичнее («спортивнее») становятся методы и средства воспитания, применяемые в спортивной тренировке.

Заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике Н. Виноградова так рассказывала о первых годах тренировки с заслуженным тренером СССР Л. Г. Сулиевым:

«Первые годы я себя не могла контролировать. Иногда мне просто хотелось уйти со стадиона — так я уставала. Но Леван Григорьевич никогда не отпустит — обязательно заставит выполнить задание. Он много беседовал со мной, приучал быть собранной, настойчивой. Был очень строгим. В конечном счете я убедилась, что все его требования мне очень помогали».

Заслуженный мастер спорта СССР по конькам, неоднократная чемпионка СССР, Европы и мира Т. Рылова рассказывала, что в Вологде с1949 г. она стала заниматься конькобежным спортом под руководством Михаила Степановича Кузьмина (он заведовал кафедрой в педагогическом институте). Своеобразием его работы была последовательность требований и строгость к каждому независимо от результатов. Он ко всем своим ученикам относился одинаково, стремился развить у них нравственные и эстетические чувства. С новичками часто беседовал, выезжал со всеми за город, стремился привить любовь к природе. Нагрузку в тренировках увеличивал постепенно.

У спортсменов-новичков бывают пропуски занятий, нарушения дисциплины на тренировке, но по мере роста спортивного мастерства таких фактов, как правило, становится значительно меньше.

Для спортсменов высокого класса режим тренировочных занятий становится привычным и работа их отличается большой самостоятельностью и ответственностью. В таком случае процесс воспитания в большей мере направляется на высококачественное решение специальных задач спортивной тренировки.

Интересны наблюдения за методами работы на тренировочных занятиях по борьбе, например, сборной команды Ленин града, которые проводились заслуженным мастером спорта СССР, в дальнейшем заслуженным тренером СССР С. А. Преображенским, и занятиях по боксу в ДЮСШ, которыми руководил тренер А. В. Фесенко.

Уровень воспитательной работы и у того и у другого тренера был очень высоким, но методы воспитания, применяемые ими, различались. В группе юных боксеров, например, тренеру приходилось отдавать немало распоряжений организационного характера, предъявлять строгие требования к дисциплине, указывать на необходимость большей интенсивности в работе, хвалить особенно старательных и делать замечания нерадивым, приводить примеры высокого трудолюбия выдающихся советских боксеров, разъяснять, как необходимо вести себя по отношению к партнеру и т. д. В группе квалифицированных спортсменов распоряжения и требования тренера были направлены главным образом на организацию самостоятельной творческой работы спортсменов, отдельные указания, связанные с поведением спортсменов, давались в форме советов, их было немного. Тренер был одинаково скуп и на похвалы, и на осуждения.

В данном примере различия в характере воспитательной деятельности ясны, так как они были обусловлены особенностями контингента занимающихся. Одних надо было приучать к работе строгими и разумными требованиями, другими умело руководить.

В работе с квалифицированными спортсменами преобладали методы, связанные непосредственно с содержанием тренировки (задания на самостоятельное решение того или иного вопроса тренировки, разбор выполненного задания с целью активизации тренирующихся), а в работе с юношами широко применялись общие методы воспитания (замечания, требования дисциплины, отличного поведения, поощрения, разъяснения норм поведения).

В связи с тем, что повышению качества воспитательной работы с юными спортсменами придается большое значение, остановимся более подробно на опыте воспитательной работы в процессе тренировочных занятий с юными гимнастами ДЮСШ Ленинградского дворца пионеров им. А. А. Жданова (имеется и виду опыт работы тренера В. П. Вороновой).

В работе с юными гимнастами тренер В. П. Воронова большое внимание уделяла воспитанию трудолюбия как специального, так и общего, общественной и познавательной активности, культуры и красоты движений и поведения.

Особенности воспитания были обусловлены некоторой конкретностью мышления у начинающих спортсменов, несовершенством восприятия и внимания, слабостью самоконтроля, умением в должной мере сознательно управлять своим поведением, сопоставлять имеющиеся знания о поведении с поступками.

Наблюдения показали, что в процессе занятий с юными спортсменами у них формируются следующие качества:

  1. трудолюбие;
  2. дисциплинированность, выдержка, навыки культуры поведения;
  3. аккуратность;
  4. активность, самостоятельность и инициатива в выполнении поручений педагога (умение самостоятельно построить и перестроить группу, провести с группой разучивание несложного упражнения, подать команду, оценить работу товарища, организовать быструю и рациональную уборку и приготовление инвентаря, снарядов, самостоятельно проследить за порядком в группе и т. д.);
  5. ответственность;
  6. честность;
  7. смелость и решительность;

8) эстетические чувства и понятия (понимание красоты движений, умение сочетать их с музыкой и выражать в движении ее характер, чувство и понимание красоты строя, перестроений, согласованности действий, поведения, внешнего вида, костюма и соответствующих навыков и привычек).

С целью воспитания нравственных черт личности применялись самые различные методы и приемы воспитания. Для того чтобы воспитать трудолюбие, дисциплину, самостоятельность и активность, детям разъяснялась важность этих качеств в жизни и при овладении данным видом спорта. Это делалось в процессе занятий в форме беседы тренера, его замечаний. Чтобы организовать положительный опыт поведения и деятельности детей, поощрялось самостоятельное выполнение ими упражнений по слову; давались поручения, требующие организованности, самостоятельности и инициативы (приготовление и уборка снарядов при самостоятельной организации работы, помощь товарищу, самостоятельное построение и перестроение группы, разучивание с товарищами простого упражнения во вводной части занятия и т. д.); давались задания, требующие дополнительной затраты как физических, так и психических усилий (работа на заданное время, ее большая интенсивность и объем, затрудненные условия ее выполнения и т. д.); осуществлялась строгая и последовательная требовательность к работе детей и постоянный контроль за их работой и поведением. Вся эта работа велась с помощью активистов из числа учащихся. Трудолюбие, дисциплинированность и самостоятельные действия детей стимулировались похвалой тренера.


Культура поведения

С целью воспитания общей культуры поведения, эстетики движений и поступков тренер проводила краткие беседы о том, что на уроке надо работать не только дружно и старательно, но и красиво, разъясняла, что значит правильно двигаться, держаться, выполнять упражнение, как слушать музыку. По ходу урока тренер указывала детям на красивое и некрасивое в действиях учащихся при построении, стойке «смирно», выполнении своих команд, обращая внимание при этом на быстроту и точность выполняемой работы, согласованность движений и действий, соблюдение правил культуры поведения и т. д. Проводился также и опрос занимающихся о том, какое движение более красиво, какие поступки они считают красивыми, а какие нет.

В течение всего периода занятий изменялись решаемые задачи и характер применяемых приемов. Разъясняя необходимость труда и активности на уроке, тренер постепенно увлекала детей гимнастикой, воспитывая интерес к ней, а поэтому все чаще и чаще в качестве мотива образцового поведения говори да о значении труда и дисциплины, без которых не станешь хорошим гимнастом, о том, что надо любить все виды гимнастических упражнений и одинаково старательно их выполнять.

Самостоятельная познавательная деятельность детей приобретала все более широкий характер. Если раньше, например, тренер В. П. Воронова задавала своим подопечным такие вопросы: «Как называется этот прыжок?», «Какую ошибку сделала Таня, выполняя прыжок?», то к концу года, проводя на уроке соревнования по выполнению упражнений на бревне, она оценивала выполнение упражнения в баллах, а потом предлагала своим ученицам сказать, за что поставлена та или другая оценка. Девочки отвечали:

  • Упражнение Наташа сделала хорошо, но в конце потеряла равновесие.
  • Лена отстала от музыки.
  • Валя не удержала равновесие при соскоке.
  • Оля делала долго поворот... — и т. д.

В начале года В. П. Воронова подробно инструктировала девочек о том, как правильно подготовить к занятиям брусья, кольца, маты, бревно, ковер и т. д. А в конце года тренер уже давала распоряжения такого характера: «Оля, побеспокойся, чтобы поставили брусья»; «Наташа, организуй, чтобы быстро расстелили ковер». И Оля и Наташа распоряжались, вкладывая в исполнение задания всю свою инициативу и организаторские способности.

Если в начале года поощрялись обычное трудолюбие и исполнительность, то к концу года похвал педагога прежде всего удостаивались те гимнастки, которые проявляли инициативу, были активны, помогали товарищам, следили за порядком и т. д.

На первых уроках тренер сама терпеливо и настойчиво учила детей, как правильно держать кисти рук, носки ног, голову, как сочетать движение с музыкой и отражать характер музыки в своем движении, а в дальнейшем юные спортсменки сами решали такие вопросы: «Правильно ли Оля выполнила прыжок в шаге?» — «Правильно». «Красиво ли она его выполнила? — «Не очень». — «Что же вам не понравилось?» Девочки отвечали: «Кисти она держала неправильно», «Голову опустила», «Тяжело прыгала», «Прыжок сделала не под музыку», «Не улыбнулась» и т. д.

Очень большую работу проводила В. П. Воронова по приучению детей к культуре поведения: она никогда не разрешала разговаривать с собой, поправляя волосы, болтая ногой, опустив голову и т. д. Прививая детям правильное понимание красоты поведения, постепенно приучала детей самостоятельно оценивать положительное и отрицательное в поступках.

После первого года занятий некоторые гимнастки Вороновой перешли в старшую группу. По отзывам тренеров этих групп, они отличались хорошей дисциплиной, культурой поведения, большим трудолюбием, самостоятельностью и инициативой.

Белорусова В. В. Воспитание в спорте. — М.: ФИС, 1974. — С. 50—73.