Люди древности осознавали положительное воздействие соревнований (состязаний) на успешность практической деятельности. Уже тогда было отмечено появление прибавочных возбуждений у соревнующихся, родственность состязаний с боевыми схватками по линии прообраза боя. Именно поэтому в педагогических системах древности спортивные соревнования (состязания) использовались в качестве средства и метода обучения и воспитания воинов.
Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Греции
Система военно-физической подготовки войск в Древней Греции представлена в табл. 3.
Таблица 3
Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Греции
Цель |
Обеспечить военно-физическую подготовку и идеологическое воспитание аристократов, достичь возможно большей годности к войне |
|
Задачи |
Развить физические качества (силу, выносливость, ловкость, стойкость тела) Развить характерологические качества: отвагу, решительность, невозмутимость, стойкость, выдержку, сообразительность, жестокость, привычку к порядку и постоянству |
|
Укрепить состояние здоровья и развить эстетическое восприятие: плавные движения, благородный вид, быстрые и точные действия, гармонию здорового, сильного, красивого тела с бодрым, живым духом и рассудительным умом |
||
Средства |
Гигиенические факторы природы (солнце, воздух, вода) Военные действия в условиях походно-боевой деятельности Физические упражнения и спортивные соревнования в свободное от служебных обязанностей время |
|
Содержание |
Гимнастика (палестрика, орхэстрика, игры); система физических упражнений: пятиборье, состоящее из борьбы (кулачного боя), бега, прыжков, метания диска (пластинок), дротика; военные упражнения с пращом, метание длинного копья, пускание стрел, верховая езда, езда на колесницах, плавание; упражнения с мячом (метание и игры), танцы (приготовительные, имитационные и военные) Агонистика (публичные состязания военно-физической направленности в определенных видах упражнений по определенным правилам с приготовительным ритуалом купания, разминания и растирания тела атлета маслом и обсыпания его мелким песком) |
|
Формы подготовки и воспитания |
Направленное воспитание в семье; Учебно-тренировочные занятия (диетические, эстетические, военные и этические) Публичные состязания (олимпийские, пифийские, ист-мийские, нэмейские, дельфийские, панафинейские игры и гераклеи) Походы и сражения |
|
Методы воспитания |
Принуждение Упражнение Пример Убеждение (самоубеждение, самоантуализация) Состязание Поощрение |
|
Организация |
Палестра, гимнасия, эфебия — государственные учреждения по военно-физическому, умственному, общественному образованию и воспитанию под руководством специально подготовленных людей (гимназиарх, ксист-рах, гимнаст) |
Древние греки осознавали силу воздействия на человека гимнастических упражнений. Они рассматривали в качестве основного средства тренировки разнообразные двигательные действия. Системы физических упражнений составляли ядро учения о военно-физическом образовании древних греков. Состязания понимались как действия, связанные с появлением аффективных прибавочных возбуждений и родственные боевым схваткам, то есть все равно что предобраз, прообраз боя. Сущность состязаний (агонистики) заключалась в том, что они были в одно и то же время и методом, и средством в военно-педагогической системе греков. Например, Пифагор, Софокл, Сократ, Платон систематически участвовали в состязаниях, а Пифагор был даже победителем Олимпийских игр, что позволило этим величайшим философам древности до преклонного возраста сохранять бодрость в теле и ясность в мыслях.
Основной силой древнегреческого войска были тяжеловооруженные гоплиты. Снаряжение одного воина — шлем, панцирь, шит, поножи, меч, копья — весило до30 кг. Естественно, что гоплиты должны были обладать большой физической силой и выносливостью. Этого же требовала и тактика ведения боя. Метнув в противника копье, гоплиты бросались бегом на противника и уничтожали его мечами. Успех боя обеспечивали мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и искусство воинов.
Высокий уровень физического развития свободнорожденных греков, составлявших костяк армии, обеспечивался систематической подготовкой и участием их в спортивных соревнованиях. В Древней Греции были проведены 293 олимпийских игры (776—394 гг. до н. э.). Выявление сильнейших в процессе состязаний по бегу, прыжкам в длину, метанию копья и диска, стрельбе из лука, верховой езде и на колесницах, борьбе, плаванию, панкратиону, гребле, парусу, нырянию, играм в мяч можно считать историческим моментом зарождения такой формы военно-физического воспитания, дошедшей до наших времен, как спортивная работа в армии.
Аналогичная система преимущественного развития силы и выносливости воинов существовала и в Древнем Риме. Римляне устраивали длительные переходы с заведомо утяжеленной нагрузкой (тяжелыми щитами, полной выкладкой) до 27 кги проходили 30—35 км в сутки со скоростью 6,5 кмв час. Обучение римского воина «было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем всеми возможными способами физической силы. Бег, прыганье, скачки, лазанье, борьба, плавание — вначале без одежды, потом в полном вооружении — широко практиковались, помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям».
Система физической подготовки в Древней Персии
Характер боевых действий рабовладельческого периода и вооружение требовали от воина сравнительно немногочисленных и довольно несложных приемов и действий. Поэтому в подготовке главное внимание уделялось не обучению приемам и действиям, а систематической, длительной тренировке, в процессе которой античные воины достигали высокого уровня физической подготовленности и владения оружием. Эта особенность отчетливо проявляется в системе физической подготовки древних персов (табл. 4).
Таблица 4
Система физической подготовки в Древней Персии
Цель |
Воспитание гражданина, представителя нации и правящего класса рабовладельцев |
Задачи |
Физически развить перса в сторону большего проявления телесных сил и быстроты Овладение верховой ездой, пусканием стрел и метанием копий Воспитание честности (говорить правду тому, кому следует), душевной бодрости, терпения, неприхотливости, чувства справедливости и самообладания |
Средства |
Бег, пускание стрел, верховая езда, метание копий, охота, охрана общественных учреждений, военные состязания, походы, сражения |
Формы |
Деятельная и умеренная повседневная жизнь детей, юношества и взрослых, подчиненная общественным законам, национальным традициям и обычаям (жесткая регламентация социальной жизни) |
Методы воспитания |
Упражнения (приготовительные, военные) Принуждение (например, приучение выносить терпеливо жажду, голод, холод, жару, мужественно противостоять всяким опасностям) Пример (воспитателями избирались самые почтенные члены общества, достигшие 50 лет, которые могли служить примером) Состязание |
Организация |
Направленное воспитание в семье до 7 лет Специальные общественные воспитательные учреждения после 7 лет |
Некоторые различия в системах физической подготовки древних рабовладельческих государств были обусловлены особенностями политического устройства и экономического уклада. Зависимость одного от другого особенно просматривается, если сопоставить Афины и Спарту. В Афинах преобладает стремление к преимущественному развитию внешней красоты и изящества. В Спарте — стремление выработать привычку к невзгодам, выносливость и устойчивость против неблагоприятных влияний. Афинская республика была передовым государством рабовладельческой Греции в области промышленности и торговли. Законодательство Клисфена (509 г. до н. э.), которое уничтожило остатки родового строя, сделало управление рабами, привезенными издалека, легче, чем местными жителями, обращенными в рабство. Поэтому афинская система не ограничивалась военно-физической подготовкой молодежи, а была направлена на ее разностороннее воспитание. Рабовладение Спарты зиждилось на принуждении некоренных земледельцев, которые жили в наследственных селениях и говорили на одном языке, отдавать плоды труда завоевателям. Такая форма рабства приближалась к крепостнической форме отношений. Она требовала от спартанцев особенно большого внимания к воспитанию у молодежи прежде всего военных знаний и навыков, а также обусловливала сохранность иерархии и обычаев родового строя.
«Физическая подготовка войск, зародившаяся впервые в армиях эпохи рабовладения, была направлена на решение особых задач: формирование важнейших военно-прикладных двигательных навыков у воинов, развитие у них как физических качеств (мышечной силы, быстроты действий, ловкости, большой физической выносливости), так и волевых: смелости, решительности, настойчивости и мужества». Все это достигалось в процессе непосредственного участия воинов:
- в боевой деятельности (походы, сражения);
- в специальных учебно-тренировочных занятиях;
- в публичных состязаниях и играх.
Широкое использование спорта в целях общественного воспитания подтверждается высоким уровнем боеготовности войск, пробуждением энтузиазма и внутренней энергии у представителей правящего класса, а также глубиной развития вопросов теории, организации и методики проведения публичных состязаний и игр. Например, специальные спортивные сооружения (Большой цирк и Цирк Фламиниев в Риме) поражают смелостью и точностью архитектурного замысла, а также исполинскими размерами: Большой цирк мог вместить до 383 000 человек. Организация состязаний и заведование ими поручались прэкторам, квесторам и консулам, а после императора Августа для этих целей был учрежден даже особый придворный чин.
Состязания представляли собой сложную форму как по организации проведения, так и по подготовке к ним. Например, для подготовки людей, лошадей и инвентаря к состязаниям колесниц были учреждены специальные заведения под управлением одного или нескольких лиц. В специальных фехтовальных школах занимающимся давали пищу, которая содействовала быстрому восстановлению сил после усиленной мышечной работы. Победителей состязаний награждали пальмовыми ветвями, серебряными венками, деньгами, драгоценными подарками и т. п.
Для воспитания у молодежи любви к военному делу устраивались особые состязания (севиральные, троянские игры), поощряющие римское молодое рыцарство в стремлении постоянно выполнять различные военные упражнения, передвижения и эволюции. Обращает на себя внимание совершенная методика обучения отдельному приему (действию) фехтования: после того как прием назывался и показывался, начинающий гладиатор первоначально упражнялся деревянным шестом (батуере); затем оружие утяжелялось и изменялись мишени — удар или укол наносился по столбу и кукле, набитой соломой. Освоивший положения, передвижения и приемы фехтования допускался к публичным состязаниям, а выиграв их, получал дощечку из слоновой кости со своим именем и датой победы.
Особенно следует отметить общественно-политическую функцию публичных состязаний и игр, которые назначались первоначально для умиротворения гнева богов при болезнях, засухе и прочих бедствиях, перед войной или решающим сражением.
В последующем состязания стали устраиваться во славу и на благо государства, во здравие главы государства (введено со времен Цезаря), в память различных событий в императорской семье (в дни рождения, восшествия на престол императора, памяти умерших и т. п.).
Система военно-физической подготовки войск в эпоху феодализма
Военно-физическая подготовка феодалов имела целью упрочение их власти над крестьянами и носила сугубо военно-прикладной характер. Рыцарское войско, состоящее из представителей господствующего класса, появляется в X веке. «...Регулярная тяжеловооруженная кавалерия, формировавшаяся из рыцарства, являлась в этот период тем родом войск, который решал исход каждого сражения...»2 Рыцарское вооружение состояло из меча, копья, палицы, шлема, бронированных штанов, сапог и т. д. Вооружение было дорогостоящим, поэтому рыцарями могли быть только представители феодальной знати. Громоздкое и тяжелое вооружение иногда даже не позволяло рыцарю, сбитому с коня, самостоятельно подняться на ноги. Чтобы успешно действовать в бою, имея такое снаряжение, рыцарь должен был обладать большой физической силой и выносливостью. В целях развития этих физических качеств, а также двигательных навыков овладения конем и оружием сложилась система военно-физической подготовки феодалов (фехтование, верховая езда, плавание, охота, борьба). Она действовала при проведении походов, войн, а также в процессе подготовки и участия в рыцарских турнирах (табл. 5).
В период складывания феодальных отношений (V—XI вв.) наблюдаются регресс и утрата достижений в области теории и практики физической подготовки войск. Организованная физическая подготовка воинов отсутствует. Развитие физических и волевых качеств у разных народов осуществляется главным образом в процессе трудовой деятельности, связано с религией, укладом жизни, защитой родной земли. В период развитого феодализма и его упадка (XI — середина XVII в.) основу военно-физической подготовки феодалов составляет сложная система рыцарских состязаний в турнирах и каруселях (рыцарских играх со скачками).
Таблица 5
Система военно-физической подготовки войск в эпоху феодализма
Цель |
Воспитать рыцаря в духе преданности своему господину и презрения к народным массам |
Задачи |
Воспитать веру в Бога, беспрекословное и честное служение царствующему монарху (князю) Уважать традиции и всеми силами сражаться за интересы рыцарского сословия |
Средства |
Верховая езда, стрельба из лука, фехтование, плавание, охота, игра в шахматы, бег, прыжки, лазанье, преодоление естественных и искусственных препятствий, борьба, пение песен, стихосложение |
Формы |
Походы, сражения, турниры и система подготовки к ним, карусели, эпизодические тренировки, состязания в наемных войсках и у дружинников |
Методы |
Принуждение, упражнение, пример, соревнование |
Организация |
От 7 до 14 лет — обучение пажей в доме чужого рыцаря От 14 до 21 года — служба оруженосцем у властелина После 21 года — посвящение в рыцари |
Турниры — это форма единоборств (противоборств) вооруженных всадников (отрядов) между собой по определенным правилам. Турниры напоминают троянские игры римлян. Их сходство в борьбе двух вооруженных партий всадников, различие же в том, что турнирные сражения феодалов между собой заканчивались огромнейшими человеческими жертвами, чего не бывало в троянских играх аристократической молодежи Рима. Около шести столетий рыцарские турниры являлись основным средством и методом военно-физического и нравственного воспитания западноевропейских феодалов. Первый турнир состоялся в Магдебурге в935 г., а тридцать шестой — в Вормсе в1487 г. Обращает на себя внимание высокий уровень организации состязаний. Например, в обязанности судей (наместников) входили осмотр оружия, лошадей, сбруи и установление соответствия снаряжения требованиям правил, а также рассмотрение права допуска рыцаря к участию в турнире. Судьи назначали место, вид состязаний и участвовали в распределении (жеребьевке) участников, а также следили за строгим соблюдением обычаев (правил) их проведения. Судьи-наместники, пользуясь правом миловать, удалять и награждать, руководили ходом турниров при помощи общественных судей из дворянского рыцарского сословия. Они обеспечивали соблюдение внешнего порядка, следили за точным исполнением правил борьбы, подавали сигналы начала и конца состязаний. Отличившиеся рыцари турнира награждались различными приношениями из рук девиц (золотые мечи, кольца, цепи, венки с золотыми кольцами и т. п.). Рыцари, отличившиеся в упражнениях, следовавших за турниром, получали в награду золотые пояса, мечи, золотые шпоры, земельные владения и имения.
Разновидностью турниров были карусели — соревнования в умении управлять лошадью и оружием:
- на галопирующей лошади скачущий должен был копьем попасть в определенную точку мишени в виде фигуры вооруженного человека;
- скачущий, метнув копье, должен был попасть в мишень в виде головы человека;
- скачущий должен был копьем снять кольцо, висящее на ветви дерева;
- фехтование на шпагах и примерные сражения с копьями между ротами (по 6—12 человек в каждой, одни защищают позицию, другие — атакуют).
Турниры, зародившиеся в средние века как разновидность рыцарских состязаний в ловкости и силе, сохранили привлекательность и мощь формы воспитательных воздействий в спортивно-педагогической практике наших дней.
Система военно-физической подготовки войск в эпоху становления капитализма
Капиталистический способ производства, освободив крестьян от феодальной зависимости, дал возможность выделить для ведения войн массы людей и материальных средств. Возникновение буржуазной армии, увеличение скорострельности и дальнобойности оружия повлекло за собой коренное изменение в тактике ведения боевых действий. Возникли новые боевые порядки — сочетание колонны с рассыпным строем, а затем и рассыпной строй. Гибкость и большая подвижность новых боевых порядков требовали от солдат большой выносливости, ловкости и сообразительности.
Целью физической подготовки на этом отрезке исторического времени становится подготовка солдат к быстрым и продолжительным походам, преодолению естественных и искусственных препятствий, действию оружием. В ряде стран Европы вводятся «Наставления по гимнастике для войск», в содержание которых включаются такие виды военно-прикладных физических упражнений, как бег и прыжки через различные препятствия, упражнения с винтовкой, ползание, борьба, вольтижировка, плавание, лыжи, гребля, упражнения на снарядах, бокс, различные подвижные игры и общеразвивающие упражнения. Для занятий военно-полевой гимнастикой строятся препятствия в виде рвов, окопов, стен, изгородей, бревен и пр. Большое место в подготовке солдат занимают упражнения в фехтовании в интересах обучения умелому применению в бою штыка.
Необходимо отметить понимание и стремление господствующего класса использовать феномен спорта в целях идеологического воспитания масс. Например, Прусское юнкерское правительство прямо ставило задачу перед основоположниками немецкой гимнастики Р. У. Фитом (1763—1836) и И. X. Ф. Гутс-Мутсом (1759—1839) разработать такой комплекс упражнений, который бы наряду с развитием военно-физических качеств и навыков воспитывал верноподданнические чувства и взгляды солдата агрессивной армии. Система воспитания «национального духа» средствами физических упражнений и состязаний быстро распространяется в Дании, Франции, Голландии, Италии, Англии, Швейцарии и других странах, где национальная буржуазия завоевывает позиции правящего класса. Главными теоретиками в развитии новых методов спортивною воспитания становятся П. Клиас в Швейцарии, Ф. Аморос во Франции, Ф. Нахтегалль в Дании, Ф. Ян в Германии и др.
Возникновение буржуазных армий, увеличение скорострельности и дальнобойности оружия привело к появлению новой тактики боевых порядков, что изменило требования к военно-физической подготовке войск. Все это вызвало необходимость в дальнейшей разработке вопросов теории спорта с целью получения эффективных средств и методов телесного развития людских резервов, повышения боеспособности армии, а также идеологической обработки масс.