Содержание материала

Люди древности осознавали положительное воздействие со­ревнований (состязаний) на успешность практической деятель­ности. Уже тогда было отмечено появление прибавочных воз­буждений у соревнующихся, родственность состязаний с боевы­ми схватками по линии прообраза боя. Именно поэтому в педа­гогических системах древности спортивные соревнования (состязания) использовались в качестве средства и метода обу­чения и воспитания воинов.

Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Греции

Система военно-физической подго­товки войск в Древней Греции представлена в табл. 3.

Таблица 3

Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Греции

Цель

Обеспечить военно-физическую подготовку и идеоло­гическое воспитание аристократов, достичь возможно большей годности к войне

Задачи

Развить физические качества (силу, выносливость, ловкость, стойкость тела)

Развить характерологические качества: отвагу, решительность, невозмутимость, стойкость, выдержку, сообразительность, жестокость, привычку к порядку и постоянству

Укрепить состояние здоровья и развить эстетическое восприятие: плавные движения, благородный вид, быстрые и точные действия, гармонию здорового, силь­ного, красивого тела с бодрым, живым духом и рассуди­тельным умом

Средства

Гигиенические факторы природы (солнце, воздух, вода)

Военные действия в условиях походно-боевой деятель­ности

Физические упражнения и спортивные соревнования в свободное от служебных обязанностей время

Содержание

Гимнастика (палестрика, орхэстрика, игры); система физических упражнений: пятиборье, состоящее из борь­бы (кулачного боя), бега, прыжков, метания диска (пластинок), дротика; военные упражнения с пращом, метание длинного копья, пускание стрел, верховая езда, езда на колесницах, плавание; упражнения с мячом (ме­тание и игры), танцы (приготовительные, имитацион­ные и военные)

Агонистика (публичные состязания военно-физиче­ской направленности в определенных видах упражне­ний по определенным правилам с приготовительным ритуалом купания, разминания и растирания тела атле­та маслом и обсыпания его мелким песком)

Формы подготовки и воспитания

Направленное воспитание в семье;

Учебно-тренировочные занятия (диетические, эстети­ческие, военные и этические)

Публичные состязания (олимпийские, пифийские, ист-мийские, нэмейские, дельфийские, панафинейские игры и гераклеи)

Походы и сражения

Методы воспитания

Принуждение Упражнение Пример Убеждение (самоубеждение, самоантуализация) Состязание Поощрение

Организация

Палестра, гимнасия, эфебия — государственные учреж­дения по военно-физическому, умственному, общест­венному образованию и воспитанию под руководством специально подготовленных людей (гимназиарх, ксист-рах, гимнаст)

Древние греки осознавали силу воздействия на человека гим­настических упражнений. Они рассматривали в качестве основ­ного средства тренировки разнообразные двигательные дейст­вия. Системы физических упражнений составляли ядро учения о военно-физическом образовании древних греков. Состязания понимались как действия, связанные с появлением аффективных прибавочных возбуждений и родственные боевым схваткам, то есть все равно что предобраз, прообраз боя. Сущность состязаний (агонистики) заключалась в том, что они были в одно и то же время и методом, и средством в военно-педагогической системе греков. Например, Пифагор, Софокл, Сократ, Платон система­тически участвовали в состязаниях, а Пифагор был даже победи­телем Олимпийских игр, что позволило этим величайшим фило­софам древности до преклонного возраста сохранять бодрость в теле и ясность в мыслях.

Основной силой древнегреческого войска были тяжеловоору­женные гоплиты. Снаряжение одного воина — шлем, панцирь, шит, поножи, меч, копья — весило до30 кг. Естественно, что гоплиты должны были обладать большой физической силой и выносливостью. Этого же требовала и тактика ведения боя. Мет­нув в противника копье, гоплиты бросались бегом на противни­ка и уничтожали его мечами. Успех боя обеспечивали мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и искусст­во воинов.

Высокий уровень физического развития свободнорожденных греков, составлявших костяк армии, обеспечивался системати­ческой подготовкой и участием их в спортивных соревнованиях. В Древней Греции были проведены 293 олимпийских игры (776—394 гг. до н. э.). Выявление сильнейших в процессе состя­заний по бегу, прыжкам в длину, метанию копья и диска, стрель­бе из лука, верховой езде и на колесницах, борьбе, плаванию, панкратиону, гребле, парусу, нырянию, играм в мяч можно счи­тать историческим моментом зарождения такой формы воен­но-физического воспитания, дошедшей до наших времен, как спортивная работа в армии.

Аналогичная система преимущественного развития силы и выносливости воинов существовала и в Древнем Риме. Римляне устраивали длительные переходы с заведомо утяжеленной нагрузкой (тяжелыми щитами, полной выкладкой) до 27 кги про­ходили 30—35 км в сутки со скоростью 6,5 кмв час. Обучение римского воина «было очень суровым и было рассчитано на раз­витие в нем всеми возможными способами физической силы. Бег, прыганье, скачки, лазанье, борьба, плавание — вначале без одежды, потом в полном вооружении — широко практикова­лись, помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям».


Система физической подготовки в Древней Персии

Характер боевых действий рабовладельческого периода и во­оружение требовали от воина сравнительно немногочисленных и довольно несложных приемов и действий. Поэтому в подготов­ке главное внимание уделялось не обучению приемам и дейст­виям, а систематической, длительной тренировке, в процессе ко­торой античные воины достигали высокого уровня физической подготовленности и владения оружием. Эта особенность отчет­ливо проявляется в системе физической подготовки древних персов (табл. 4).

Таблица 4

Система физической подготовки в Древней Персии

Цель

Воспитание гражданина, представителя нации и правящего класса рабовладельцев

Задачи

Физически развить перса в сторону большего проявления телесных сил и быстроты

Овладение верховой ездой, пусканием стрел и метанием копий

Воспитание честности (говорить правду тому, кому следует), душевной бодрости, терпения, неприхотли­вости, чувства справедливости и самообладания

Средства

Бег, пускание стрел, верховая езда, метание копий, охота, охрана общественных учреждений, военные состязания, походы, сражения

Формы

Деятельная и умеренная повседневная жизнь детей, юношества и взрослых, подчиненная общественным законам, национальным традициям и обычаям (жест­кая регламентация социальной жизни)

Методы воспитания

Упражнения (приготовительные, военные)

Принуждение (например, приучение выносить терпе­ливо жажду, голод, холод, жару, мужественно проти­востоять всяким опасностям)

Пример (воспитателями избирались самые почтенные члены общества, достигшие 50 лет, которые могли служить примером)

Состязание

Организация

Направленное воспитание в семье до 7 лет

Специальные общественные воспитательные учрежде­ния после 7 лет

Некоторые различия в системах физической подготовки древ­них рабовладельческих государств были обусловлены особен­ностями политического устройства и экономического уклада. Зависимость одного от другого особенно просматривается, если сопоставить Афины и Спарту. В Афинах преобладает стремле­ние к преимущественному развитию внешней красоты и изяще­ства. В Спарте — стремление выработать привычку к невзгодам, выносливость и устойчивость против неблагоприятных влияний. Афинская республика была передовым государством рабовла­дельческой Греции в области промышленности и торговли. Зако­нодательство Клисфена (509 г. до н. э.), которое уничтожило ос­татки родового строя, сделало управление рабами, привезенны­ми издалека, легче, чем местными жителями, обращенными в рабство. Поэтому афинская система не ограничивалась воен­но-физической подготовкой молодежи, а была направлена на ее разностороннее воспитание. Рабовладение Спарты зиждилось на принуждении некоренных земледельцев, которые жили в на­следственных селениях и говорили на одном языке, отдавать плоды труда завоевателям. Такая форма рабства приближалась к крепостнической форме отношений. Она требовала от спартан­цев особенно большого внимания к воспитанию у молодежи прежде всего военных знаний и навыков, а также обусловливала сохранность иерархии и обычаев родового строя.

«Физическая подготовка войск, зародившаяся впервые в ар­миях эпохи рабовладения, была направлена на решение особых задач: формирование важнейших военно-прикладных двигатель­ных навыков у воинов, развитие у них как физических качеств (мышечной силы, быстроты действий, ловкости, большой физи­ческой выносливости), так и волевых: смелости, решительности, настойчивости и мужества». Все это достигалось в процессе не­посредственного участия воинов:

  • в боевой деятельности (походы, сражения);
  • в специальных учебно-тренировочных занятиях;
  • в публичных состязаниях и играх.

Широкое использование спорта в целях общественного вос­питания подтверждается высоким уровнем боеготовности войск, пробуждением энтузиазма и внутренней энергии у представите­лей правящего класса, а также глубиной развития вопросов те­ории, организации и методики проведения публичных состязаний и игр. Например, специальные спортивные сооружения (Боль­шой цирк и Цирк Фламиниев в Риме) поражают смелостью и точностью архитектурного замысла, а также исполинскими раз­мерами: Большой цирк мог вместить до 383 000 человек. Органи­зация состязаний и заведование ими поручались прэкторам, квесторам и консулам, а после императора Августа для этих це­лей был учрежден даже особый придворный чин.

Состязания представляли собой сложную форму как по орга­низации проведения, так и по подготовке к ним. Например, для подготовки людей, лошадей и инвентаря к состязаниям колес­ниц были учреждены специальные заведения под управлением одного или нескольких лиц. В специальных фехтовальных шко­лах занимающимся давали пищу, которая содействовала быстро­му восстановлению сил после усиленной мышечной работы. По­бедителей состязаний награждали пальмовыми ветвями, сереб­ряными венками, деньгами, драгоценными подарками и т. п.

Для воспитания у молодежи любви к военному делу устраива­лись особые состязания (севиральные, троянские игры), поощ­ряющие римское молодое рыцарство в стремлении постоянно выполнять различные военные упражнения, передвижения и эволюции. Обращает на себя внимание совершенная методика обучения отдельному приему (действию) фехтования: после того как прием назывался и показывался, начинающий гладиатор первоначально упражнялся деревянным шестом (батуере); затем оружие утяжелялось и изменялись мишени — удар или укол на­носился по столбу и кукле, набитой соломой. Освоивший положения, передвижения и приемы фехтования допускался к пуб­личным состязаниям, а выиграв их, получал дощечку из слоно­вой кости со своим именем и датой победы.

Особенно следует отметить общественно-политическую функ­цию публичных состязаний и игр, которые назначались первона­чально для умиротворения гнева богов при болезнях, засухе и прочих бедствиях, перед войной или решающим сражением.

В последующем состязания стали устраиваться во славу и на благо государства, во здравие главы государства (введено со вре­мен Цезаря), в память различных событий в императорской семье (в дни рождения, восшествия на престол императора, па­мяти умерших и т. п.).


Система военно-физической подготовки войск в эпоху феодализма

Военно-физическая подготовка феодалов имела целью упро­чение их власти над крестьянами и носила сугубо военно-при­кладной характер. Рыцарское войско, состоящее из представите­лей господствующего класса, появляется в X веке. «...Регулярная тяжеловооруженная кавалерия, формировавшаяся из рыцарст­ва, являлась в этот период тем родом войск, который решал исход каждого сражения...»2 Рыцарское вооружение состояло из меча, копья, палицы, шлема, бронированных штанов, сапог и т. д. Во­оружение было дорогостоящим, поэтому рыцарями могли быть только представители феодальной знати. Громоздкое и тяжелое вооружение иногда даже не позволяло рыцарю, сбитому с коня, самостоятельно подняться на ноги. Чтобы успешно действовать в бою, имея такое снаряжение, рыцарь должен был обладать большой физической силой и выносливостью. В целях развития этих физических качеств, а также двигательных навыков овладе­ния конем и оружием сложилась система военно-физической подготовки феодалов (фехтование, верховая езда, плавание, охо­та, борьба). Она действовала при проведении походов, войн, а также в процессе подготовки и участия в рыцарских турнирах (табл. 5).

В период складывания феодальных отношений (V—XI вв.) наблюдаются регресс и утрата достижений в области теории и практики физической подготовки войск. Организованная физи­ческая подготовка воинов отсутствует. Развитие физических и волевых качеств у разных народов осуществляется главным обра­зом в процессе трудовой деятельности, связано с религией, укла­дом жизни, защитой родной земли. В период развитого феодализма и его упадка (XI — середина XVII в.) основу военно-физической подготовки феодалов составляет сложная система рыцарских состязаний в турнирах и каруселях (рыцарских играх со скачками).

Таблица 5

Система военно-физической подготовки войск в эпоху феодализма

Цель

Воспитать рыцаря в духе преданности своему господину и презрения к народным массам

Задачи

Воспитать веру в Бога, беспрекословное и честное служение царствующему монарху (князю)

Уважать традиции и всеми силами сражаться за интересы рыцарского сословия

Средства

Верховая езда, стрельба из лука, фехтование, плавание, охота, игра в шахматы, бег, прыжки, лазанье, преодоление естественных и искусственных препятст­вий, борьба, пение песен, стихосложение

Формы

Походы, сражения, турниры и система подготовки к ним, карусели, эпизодические тренировки, состязания в наемных войсках и у дружинников

Методы

Принуждение, упражнение, пример, соревнование

Организация

От 7 до 14 лет — обучение пажей в доме чужого рыцаря От 14 до 21 года — служба оруженосцем у властелина После 21 года — посвящение в рыцари

Турниры — это форма единоборств (противоборств) воору­женных всадников (отрядов) между собой по определенным правилам. Турниры напоминают троянские игры римлян. Их сходство в борьбе двух вооруженных партий всадников, разли­чие же в том, что турнирные сражения феодалов между собой заканчивались огромнейшими человеческими жертвами, чего не бывало в троянских играх аристократической молодежи Рима. Около шести столетий рыцарские турниры являлись основным средством и методом военно-физического и нравственного вос­питания западноевропейских феодалов. Первый турнир состо­ялся в Магдебурге в935 г., а тридцать шестой — в Вормсе в1487 г. Обращает на себя внимание высокий уровень организа­ции состязаний. Например, в обязанности судей (наместников) входили осмотр оружия, лошадей, сбруи и установление соответ­ствия снаряжения требованиям правил, а также рассмотрение права допуска рыцаря к участию в турнире. Судьи назначали место, вид состязаний и участвовали в распределении (жеребь­евке) участников, а также следили за строгим соблюдением обы­чаев (правил) их проведения. Судьи-наместники, пользуясь пра­вом миловать, удалять и награждать, руководили ходом турни­ров при помощи общественных судей из дворянского рыцарско­го сословия. Они обеспечивали соблюдение внешнего порядка, следили за точным исполнением правил борьбы, подавали сигна­лы начала и конца состязаний. Отличившиеся рыцари турнира награждались различными приношениями из рук девиц (золотые мечи, кольца, цепи, венки с золотыми кольцами и т. п.). Рыцари, отличившиеся в упражнениях, следовавших за турниром, полу­чали в награду золотые пояса, мечи, золотые шпоры, земельные владения и имения.

Разновидностью турниров были карусели — соревнования в умении управлять лошадью и оружием:

  1. на галопирующей лошади скачущий должен был копьем попасть в определенную точку мишени в виде фигуры воору­женного человека;
  2. скачущий, метнув копье, должен был попасть в мишень в виде головы человека;
  3. скачущий должен был копьем снять кольцо, висящее на ветви дерева;
  4. фехтование на шпагах и примерные сражения с копьями между ротами (по 6—12 человек в каждой, одни защищают по­зицию, другие — атакуют).

Турниры, зародившиеся в средние века как разновидность ры­царских состязаний в ловкости и силе, сохранили привлекатель­ность и мощь формы воспитательных воздействий в спортив­но-педагогической практике наших дней.


Система военно-физической подготовки войск в эпоху становления капитализма

Капиталистический способ производства, освободив кресть­ян от феодальной зависимости, дал возможность выделить для ведения войн массы людей и материальных средств. Возникно­вение буржуазной армии, увеличение скорострельности и даль­нобойности оружия повлекло за собой коренное изменение в тактике ведения боевых действий. Возникли новые боевые по­рядки — сочетание колонны с рассыпным строем, а затем и рас­сыпной строй. Гибкость и большая подвижность новых боевых порядков требовали от солдат большой выносливости, ловкости и сообразительности.

Целью физической подготовки на этом отрезке историческо­го времени становится подготовка солдат к быстрым и продол­жительным походам, преодолению естественных и искусственных препятствий, действию оружием. В ряде стран Европы вво­дятся «Наставления по гимнастике для войск», в содержание ко­торых включаются такие виды военно-прикладных физических упражнений, как бег и прыжки через различные препятствия, упражнения с винтовкой, ползание, борьба, вольтижировка, пла­вание, лыжи, гребля, упражнения на снарядах, бокс, различные подвижные игры и общеразвивающие упражнения. Для занятий военно-полевой гимнастикой строятся препятствия в виде рвов, окопов, стен, изгородей, бревен и пр. Большое место в подготов­ке солдат занимают упражнения в фехтовании в интересах обу­чения умелому применению в бою штыка.

Необходимо отметить понимание и стремление господствую­щего класса использовать феномен спорта в целях идеологиче­ского воспитания масс. Например, Прусское юнкерское прави­тельство прямо ставило задачу перед основоположниками немец­кой гимнастики Р. У. Фитом (1763—1836) и И. X. Ф. Гутс-Мутсом (1759—1839) разработать такой комплекс упражнений, который бы наряду с развитием военно-физических качеств и навыков вос­питывал верноподданнические чувства и взгляды солдата агрес­сивной армии. Система воспитания «национального духа» средст­вами физических упражнений и состязаний быстро распростра­няется в Дании, Франции, Голландии, Италии, Англии, Швейца­рии и других странах, где национальная буржуазия завоевывает позиции правящего класса. Главными теоретиками в развитии новых методов спортивною воспитания становятся П. Клиас в Швейцарии, Ф. Аморос во Франции, Ф. Нахтегалль в Дании, Ф. Ян в Германии и др.

Возникновение буржуазных армий, увеличение скорострель­ности и дальнобойности оружия привело к появлению новой тактики боевых порядков, что изменило требования к воен­но-физической подготовке войск. Все это вызвало необходи­мость в дальнейшей разработке вопросов теории спорта с целью получения эффективных средств и методов телесного развития людских резервов, повышения боеспособности армии, а также идеологической обработки масс.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000
.