Комплексы физических упражнений
Каждому историческому этапу соответствует свое обобщение физических упражнений. Такие обобщения (комплексы) закрепляются в обществе и реализуются в играх, танцах и состязаниях.
Содержание упражнений, входящих в них, значимость этих упражнений различны и зависят от географических факторов, уровня развития техники и целей общества (табл. 1).
Таблица 1
Комплексы физических упражнений, применяемые в состязаниях ранних эпох развития человечества (по данным Н. И. Пономарева, 1970)
Классические упражнения первобытного общества |
Классические упражнения родового общества |
||||
Австралийцы |
Эскимосы |
Индейцы Америки |
Зулусы Африки |
Народы Сибири |
|
Быстрая ходьба |
Бег |
Бег |
Ходьба |
Борьба |
Прыжки в высоту |
Бег |
Прыжки |
Борьба |
Борьба |
Бокс |
Борьба |
Прыжки |
Метание копья по изображению кенгуру |
Бросание тяжелых предметов |
Метание топора |
Фехтование |
Фехтование копьем |
Переноска тяжестей |
Подражание телодвижениям и повадкам животных |
Метание в цель |
Игра с мячом |
Метание копья |
Стрельба из лука |
Лазанье |
Участие в импровизированных боях на длительность (до 14 дней) |
Стрельба из лука на 50 м |
Скачки |
Стрельба из лука |
Езда на оленьих упряжках |
Ныряние |
Испытание огнем |
|
|
|
|
В историческом процессе проявляются закономерности, характерные для каждого периода:
- развитие содержания физических упражнений объясняется объективным стремлением человека расширить рабочую зону;
- секвенция движений подчиняется порядку: длина руки — непосредственное управление предметом — опосредованное управление предметом;
- объединение разнохарактерных физических упражнений осуществляется на основе своеобразного общественного контакта — соревнования.
Появление соревнования как средства воздействия на физические и духовные способности позволяет рассматривать его в качестве объективного явления и новой формы совершенствования человеческой природы. Выделенные закономерности имеют важное практическое значение. Они могут быть положены в основу классификации видов спорта по степени их объективной сложности.
Развитие педагогики спорта является показателем жизненного, образовательного, технико-экономического и научного уровней государства. Представительство национальных сборных спортивных команд на международной арене — это прежде всего общественно-политическая функция. Успешно выступая на спортивных международных форумах, спортсмены способствуют росту авторитета своей страны на мировой арене.