Содержание материала

Комплексы физических упражнений

Каждому историческому этапу соответствует свое обобщение физических упражнений. Такие обобщения (комплексы) закреп­ляются в обществе и реализуются в играх, танцах и состязаниях.

Содержание упражнений, входящих в них, значимость этих уп­ражнений различны и зависят от географических факторов, уровня развития техники и целей общества (табл. 1).

Таблица 1

Комплексы физических упражнений, применяемые в состязаниях ранних эпох развития человечества (по данным Н. И. Пономарева, 1970)

 

Классиче­ские упражнения перво­бытного общества

Классические упражнения родового общества

Австра­лийцы

Эскимосы

Индейцы Америки

Зулусы Африки

Народы Сибири

Быстрая ходьба

Бег

Бег

Ходьба

Борьба

Прыжки

в высоту

Бег

Прыжки

Борьба

Борьба

Бокс

Борьба

Прыжки

Метание ко­пья по изо­бражению кенгуру

Бросание тяжелых предме­тов

Метание топора

Фехтова­ние

Фехто­вание копьем

Переноска тяжестей

Подража­ние тело­движениям и повадкам животных

Метание в цель

Игра с мячом

Метание копья

Стрель­ба из лука

Лазанье

Участие в импровизи­рованных боях на дли­тельность (до 14 дней)

Стрельба из лука на 50 м

Скачки

Стрельба из лука

Езда на оленьих упряжках

Ныряние

Испытание огнем

 

 

 

 

В историческом процессе проявляются закономерности, ха­рактерные для каждого периода:

  • развитие содержания физических упражнений объясняется объективным стремлением человека расширить рабочую зону;
  • секвенция движений подчиняется порядку: длина руки — не­посредственное управление предметом — опосредованное управление предметом;
  • объединение разнохарактерных физических упражнений осу­ществляется на основе своеобразного общественного контак­та — соревнования.

Появление соревнования как средства воздействия на физи­ческие и духовные способности позволяет рассматривать его в качестве объективного явления и новой формы совершенствова­ния человеческой природы. Выделенные закономерности имеют важное практическое значение. Они могут быть положены в ос­нову классификации видов спорта по степени их объективной сложности.

Развитие педагогики спорта является показателем жизненно­го, образовательного, технико-экономического и научного уров­ней государства. Представительство национальных сборных спортивных команд на международной арене — это прежде все­го общественно-политическая функция. Успешно выступая на спортивных международных форумах, спортсмены способству­ют росту авторитета своей страны на мировой арене.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000
.