Направления нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляется по двум направлениям:
1) вооружение воспитанников нравственными знаниями;
2) выработка нравственных навыков и привычек поведения (Н. И. Бодырев).
В. Т. Лисовский (1974) считает, что задача нравственного просвещения состоит в том, чтобы:
- расширить и углубить моральные знания и представления человека;
- побудить его к осмысливанию личного нравственного опыта;
- научить применять знания морали для анализа, оценки и самооценки деятельности, поведения и качеств личности;
- повысить информированность людей об их возможностях и собственной роли в устранении имеющихся недостатков и в воспитании желаемых качеств и свойств личности.
Разрыв между нравственным просвещением и нравственными поступками в системе воспитания приводит к несформированности привычек высоконравственного поведения при наличии соответствующих знаний. Еще в древности говорили, что "многознание уму не научает", тем более нравственности. А. С. Макаренко (1958) утверждал, что "самый умный поступок – это нравственный поступок".
При всей важности интеллектуальной сферы личности практическое поведение определяется не ею одной. Огромная роль принадлежит эмоционально-чувственной, моральной сфере личности.