Содержание материала

Нравственное воспитание в спорте – это сложный педагогический процесс. Сущность мощного воздействия занятий спортом на личность в принципе заключается в следующем: субъективная деятельность спортсмена, будучи направленной на овладение искусством движений и на укрепление тела, на основе обратной связи совершенствует самого себя.

Многогранность воспитательных воздействий спорта подтверждается исследованиями В. И. Старшинова (1975), который показал, что две трети спортсменов видят пользу спорта не только в благотворном развитии физических сил, но и в становлении нравственных, волевых качеств личности в целом. Кроме того, все спортсмены отметили нравственную эффективность занятий спортом.

Занятия спортом ставят человека в условия, требующие проявления настойчивости при многократном выполнении нового, незнакомого и непривычного упражнения, при преодолении физической нагрузки. В процессе подготовки и участия в соревнованиях поведение спортсмена определяется его нравственными установками, уровнем развития его личностных качеств. Это предъявляет ряд требований к организации и проведению занятий, выполнение которых позволит избежать узкофункционального подхода к использованию физических упражнений в целях достижения высоких спортивных результатов:

направленность внимания на то, что процесс овладения своим телом, спортивное совершенствование имеют не только личное, а прежде всего общественное значение;

формирование общественно значимых целей и мотивов спортивной деятельности;

четкое определение и неукоснительное соблюдение норм и правил поведения спортсмена в условиях разнообразной спортивной деятельности.

Процесс нравственного воспитания рассматривается как формирование сознания и поведения в их единстве под влиянием целенаправленного воспитания, условий жизни и окружающей среды. Наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются основы личности.

По степени распространенности жизненной ситуации, в которой качества личности могут проявляться, можно, по мнению П. П. Полозковой (1982), выделить три группы нравственных качеств:

1) качества, неотъемлемые от мировоззренческих качеств и установок личности: патриотизм, интернационализм, коллективизм и солидарность;

2) качества, регулирующие межличностные отношения: четкость, единство слова и дела, отзывчивость, дисциплинированность и трудолюбие;

3) качества, связанные с простыми нормами нравственности и проявляемые в конкретных ситуациях: уважение к женщине, к старшим, бережливость, скромность и др.

Средствами физической культуры и спорта необходимо решать следующие основные задачи:

  • воспитание преданности и любви к Родине;
  • воспитание в духе дружбы и братства всех народов мира, непримиримость к национальной и расовой дискриминации;
  • воспитание общественной активности;
  • воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи;
  • воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности;
  • воспитание уважения к женщине, к старшим;
  • формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом в целях повышения работоспособности, дисциплинированности, подготовке к предстоящей трудовой и общественной деятельности;
  • воспитание навыков пропаганды физической культуры и спорта как важнейших средств физического и духовного совершенствования человека;
  • повышение уровня своего физического развития, физического совершенствования, физической подготовленности.

Участие школьников в общественной жизни, совокупность таких факторов, как среда, в которой проводятся занятия спортом, тренеры, их профессиональная подготовка, уровень общественной культуры и эрудиции, уровень требований к занимающимся, осмысление значимости занятий, понимание их необходимости – могут активно способствовать воспитанию гармоничного человека, формированию нравственного сознания.


Направления нравственного воспитания

Нравственное воспитание осуществляется по двум направлениям:

1) вооружение воспитанников нравственными знаниями;

2) выработка нравственных навыков и привычек поведения (Н. И. Бодырев).

В. Т. Лисовский (1974) считает, что задача нравственного просвещения состоит в том, чтобы:

  • расширить и углубить моральные знания и представления человека;
  • побудить его к осмысливанию личного нравственного опыта;
  • научить применять знания морали для анализа, оценки и самооценки деятельности, поведения и качеств личности;
  • повысить информированность людей об их возможностях и собственной роли в устранении имеющихся недостатков и в воспитании желаемых качеств и свойств личности.

Разрыв между нравственным просвещением и нравственными поступками в системе воспитания приводит к несформированности привычек высоконравственного поведения при наличии соответствующих знаний. Еще в древности говорили, что "многознание уму не научает", тем более нравственности. А. С. Макаренко (1958) утверждал, что "самый умный поступок – это нравственный поступок".

При всей важности интеллектуальной сферы личности практическое поведение определяется не ею одной. Огромная роль принадлежит эмоционально-чувственной, моральной сфере личности.


Задачи нравственного воспитания

Учителю физической культуры необходимо сосредоточить внимание на решение следующих задач нравственного воспитания учащихся в процессе занятий физическими упражнениями:

  • воспитание активной жизненной позиции, требующей проявления высокой гражданственности, сознательности, самодисциплины, творчества, ответственности;
  • формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями в целях повышения работоспособности, достижения высоких показателей в учебе как главном виде труда школьников;
  • формирование нравственного опыта: взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки;
  • воспитание навыков пропаганды физической культуры и спорта;
  • воспитание и совершенствование личностных качеств человека.

Ведущие задачи нравственного воспитания реализуются путем использования системы постепенного усложнения упражнения и условий их выполнения, способствующих достижению высоких показателей здоровья, развитию ведущих морально-волевых и двигательных качеств, организаторских способностей. При этом важно при выполнении каждого задания ставить перед учениками конкретные установки.

Например, обучая опорному прыжку согнув ноги через гимнастического коня, можно дать мальчикам следующую установку: коня можно перепрыгнуть и не владея высокой техникой данного упражнения, но задача как раз и состоит в том, чтобы не просто научиться прыгать через этот снаряд, а, тщательно обрабатывая до совершенства каждую деталь, одновременно с развитием настойчивости, упорства, трудолюбия, овладеть техникой спортивного упражнения до такой степени, чтобы по качеству его выполнения можно было судить о характере человека.


Формы нравственного воспитания

Основными формами нравственного воспитания являются: урок, лекция, беседа, диспут, спортивные кинофильмы, читательские конференции, рассказы, соревнования и др. Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия спортивной этики, способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за российский спорт и российских спортсменов. Примерная тематика лекций: "Юный спортсмен – пример для подражания", "Александр Карелин – гордость отечественного спорта". Лекции проходят более успешно, если слушатели одного возраста.

Беседа – широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение – эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании юных спортсменов. Примерная тематика: "Этика юного спортсмена", "О воле и мужестве российских спортсменов", "О спортивной чести".

Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Участие в диспутах известных спортсменов, тренеров повышает эффективность его воспитательного воздействия. Важно при этом четко продумать содержание и ход ведения диспута, определить характер обсуждаемых вопросов, вооружиться фактами, примерами достойными подражания. Примерные темы: "Помогает ли спорт в учебе?", "Место спорта в формировании активной жизненной позиции" и т.д.

Спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

Читательская конференция – интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики, например: "Спортсмены в литературе и жизни" и т.д.

Встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участии в крупных внутрироссийских и международных соревнованиях, общении с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, привести интересные примеры и факты, в которых сопоставляются взгляды российских и зарубежных спортсменов на многие стороны жизни, представляют большой интерес для школьников.

Соревнования – специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться – значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Конкретно поставленная цель, значимость поставленных перед спортсменом задач, установка на проявление ведущих морально-волевых качеств – важные условия, определяющие эффективность этой формы нравственного воспитания. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Поэтому на соревнованиях особое внимание обращается на поведение спортсменов, их взаимоотношения между собой, с тренером и т.д.

Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий физическими упражнениями: кружки, секции, утренняя гимнастика. Формированию высоких нравственных качеств личности учащихся способствуют такие формы спортивно-массовой деятельности, в которых сами школьники выступают не только в качестве участников, но и как их организаторы. Здесь используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути взаимодействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт. При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнения – приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Большие возможности имеет физическое воспитание для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. В разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а, следовательно, вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий гимнастикой и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила соревнований и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные навыки и нормы поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

По мнению М. И. Станкина (1987), эффективность методов нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:

  • индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;
  • учет возраста занимающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;
  • доказательность используемого примера;
  • опора на опыт и чувства воспитанников.

Нравственное сознание школьников успешно формируется при постановке общественно значимой цели и путей ее достижения.


Средства нравственного воспитания

Средствами нравственного воспитания школьников в спортивной деятельности являются:

  • физические упражнения;
  • соревнования;
  • спортивный режим;
  • тренировка;
  • общественная деятельность.

Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Учителю необходимо сообщать цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.

Литература

  1. Азбука нравственного воспитания // Под ред. И. И. Каирова, О. С. Богданова. М.: Просвещение, 1979.
  2. Актуальные проблемы нравственного воспитания // Под ред. Л. Ф. Колесникова. – Новосибирск, Наука, 1987.
  3. Алексеев А. В. Себя преодолеть. М.: ФиС, 1978.
  4. Аронов А. А. Растить патриотов. М.: ДОСААФ, 1988.
  5. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1991, № 7.
  6. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 5.
  7. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.
  8. Богданова О. С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979.
  9. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.
  10. Визитей Н. Н. Физическая культура личности. – Кишинев: Штиинца, 1989.
  11. Воробьев Н. Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы. — Волгоград: ВГАФК, 1997.
  12. Выдрин В.М. Введение в специальность. – М.: ФиС, 1980.
  13. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственное воспитание школьников. 2-е издание, дополненное и переработанное. – Минск, 1988.
  14. Геращенко И.Г., А.И. Шамардин и др. О принципе неопределенности в спортивной педагогике. // Теория и практика физической культуры, 1998, № 9.
  15. Гурин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
  16. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  17. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.
  18. Козлов Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. – Ростовский университет, 1983.
  19. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитанпия школьников. М.: Просвещение, 1980.
  20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.
  21. Озолин Н. Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена – М.: ФиС, 1958.
  22. Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1981.
  23. Станкин М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М.: Педагогика, 1987.
  24. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.

www.fizkulturaisport.ru