Педагогика физической культуры и спорта
Педагогика спорта как наука и учебный предмет — сравнительно молодая область специальных знаний. Ее проблематикой занимаются ученые Германии, Швейцарии, США, Японии, Швеции и России. Особый интерес к педагогике спорта, обеспечивший ей становление и бурное развитие, проявился в период политического противостояния ГДР и ФРГ. В 1975 г. был образован Международный комитет по педагогике спорта (ICSP), и с тех пор регулярно проводятся международные конгрессы ученых, занимающихся проблемами этой научной дисциплины.
Слово «спорт» представляет очевидный интерес для педагогики. Изучением происхождения отдельных слов занимается специальная научная дисциплина в языкознании под названием «этимология» (от греч. etymon — основное значение). Определение основного значения слова относится к разряду трудных лексикографических задач. Анализ энциклопедий, специальных словарей, справочников показывает, что по вопросу происхождения слова «спорт» нет единого мнения. Например, Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1860—1907), Малая Советская Энциклопедия (50-е гг.), Большая Советская Энциклопедия (50-е гг.) отмечают, что слово «спорт» английского происхождения.
В период советской власти начиная с 1918 г. и вплоть до 1985 г. внимание правительства было направлено на реализацию положения К. Маркса «о соединении производительного труда с обучением и гимнастикой не только как одного из средств для увеличения общественного производства, но и как единственного средства для производства всесторонне развитых людей». Эта политико-идеологическая установка на десятилетия определила систему организации, методики и науки физического воспитания и спорта в стране. Создаются государственные органы управления физическим воспитанием при Всевобуче и военных комиссариатах, открываются первые институты физической культуры (Москва, Петроград, 1918).
На Руси состязания в интересах воинского воспитания активно проводились в поместных, стрелецких и казацких войсках в XI—XVI вв. Особой ловкостью и физической выносливостью отличались казаки, которые в свободное от работы и походов время состязались в беге, скачках со стрельбой и рубкой, в кулачных боях и в других военно-прикладных упражнениях. Развитие естественных наук, появление огнестрельного оружия означало новые способы ведения войны. Вооружение и тактика были основными условиями для возникновения и развития новых систем физического воспитания воинов.
Люди древности осознавали положительное воздействие соревнований (состязаний) на успешность практической деятельности. Уже тогда было отмечено появление прибавочных возбуждений у соревнующихся, родственность состязаний с боевыми схватками по линии прообраза боя. Именно поэтому в педагогических системах древности спортивные соревнования (состязания) использовались в качестве средства и метода обучения и воспитания воинов.
Правомерно задать вопрос об особенностях педагогики спорта и ее связях с фундаментальными знаниями о воспитании людей. Педагогика — область научных и практических знаний о том, как следует воздействовать на людей в интересах воспитания их социальной природы. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, определяет роль воспитания в жизни общества, развитии личности, процессах обучения и образования населения. Фундаментальные общепедагогические знания включают в себя историю педагогики, дидактику, теорию воспитания, школоведение и частные методики. Впервые педагогическое учение как составная часть философских систем появилось в Древней Греции (5—4 вв. до н. э.).