Педагогика спорта как наука и учебный предмет — сравни­тельно молодая область специальных знаний. Ее проблематикой занимаются ученые Германии, Швейцарии, США, Японии, Швеции и России. Особый интерес к педагогике спорта, обеспе­чивший ей становление и бурное развитие, проявился в период политического противостояния ГДР и ФРГ. В 1975 г. был обра­зован Международный комитет по педагогике спорта (ICSP), и с тех пор регулярно проводятся международные конгрессы ученых, занимающихся проблемами этой научной дисциплины.

Люди древности осознавали положительное воздействие со­ревнований (состязаний) на успешность практической деятель­ности. Уже тогда было отмечено появление прибавочных воз­буждений у соревнующихся, родственность состязаний с боевы­ми схватками по линии прообраза боя. Именно поэтому в педа­гогических системах древности спортивные соревнования (состязания) использовались в качестве средства и метода обу­чения и воспитания воинов.

На Руси состязания в интересах воинского воспитания актив­но проводились в поместных, стрелецких и казацких войсках в XI—XVI вв. Особой ловкостью и физической выносливостью от­личались казаки, которые в свободное от работы и походов вре­мя состязались в беге, скачках со стрельбой и рубкой, в кулачных боях и в других военно-прикладных упражнениях. Развитие естественных наук, появление огнестрельного ору­жия означало новые способы ведения войны. Вооружение и так­тика были основными условиями для возникновения и развития новых систем физического воспитания воинов.

В период советской власти начиная с 1918 г. и вплоть до 1985 г. внимание правительства было направлено на реализацию положения К. Маркса «о соединении производительного труда с обучением и гимнастикой не только как одного из средств для увеличения общественного производства, но и как единствен­ного средства для производства всесторонне развитых людей». Эта политико-идеологическая установка на десятилетия опреде­лила систему организации, методики и науки физического вос­питания и спорта в стране. Создаются государственные органы управления физическим воспитанием при Всевобуче и военных комиссариатах, открываются первые институты физической куль­туры (Москва, Петроград, 1918).

Современный спорт достижений высоких результатов — это исключительно большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки людей при мобилизации их резервных сил. В связи с этим научная общественность не может допустить, чтобы те или другие спортивные дисциплины вызывали последствия отрицатель­ного характера, выражающиеся в деструктивных воздействиях на организм человека. Факты отклонений в здоровье спортсме­нов все чаще фиксируются спортивной медициной.

Требования современного общества к научным и практиче­ским работникам спорта обусловлены характером объективных задач социального и научно-технического прогресса. В связи с этим возникает необходимость новых подходов к решению мно­гих проблем, среди которых важное место отводится проблемам социологии и психологии спорта. Принцип физического воспи­тания — «массовость» — реализует положение К. Маркса о том, что «призвание, назначение, задача всякого человека — всесто­ронне развивать все свои способности...».