Педагогика физической культуры и спорта

Педагогика спорта как наука и учебный предмет — сравни­тельно молодая область специальных знаний. Ее проблематикой занимаются ученые Германии, Швейцарии, США, Японии, Швеции и России. Особый интерес к педагогике спорта, обеспе­чивший ей становление и бурное развитие, проявился в период политического противостояния ГДР и ФРГ. В 1975 г. был обра­зован Международный комитет по педагогике спорта (ICSP), и с тех пор регулярно проводятся международные конгрессы ученых, занимающихся проблемами этой научной дисциплины.

Слово «спорт» представляет очевидный интерес для педагоги­ки. Изучением происхождения отдельных слов занимается спе­циальная научная дисциплина в языкознании под названием «этимология» (от греч. etymon — основное значение). Опреде­ление основного значения слова относится к разряду трудных лексикографических задач. Анализ энциклопедий, специальных словарей, справочников по­казывает, что по вопросу происхождения слова «спорт» нет еди­ного мнения. Например, Энциклопедический словарь Ф. А. Брок­гауза и И. А. Ефрона (1860—1907), Малая Советская Энцикло­педия (50-е гг.), Большая Советская Энциклопедия (50-е гг.) отмечают, что слово «спорт» английского происхождения.

В период советской власти начиная с 1918 г. и вплоть до 1985 г. внимание правительства было направлено на реализацию положения К. Маркса «о соединении производительного труда с обучением и гимнастикой не только как одного из средств для увеличения общественного производства, но и как единствен­ного средства для производства всесторонне развитых людей». Эта политико-идеологическая установка на десятилетия опреде­лила систему организации, методики и науки физического вос­питания и спорта в стране. Создаются государственные органы управления физическим воспитанием при Всевобуче и военных комиссариатах, открываются первые институты физической куль­туры (Москва, Петроград, 1918).

На Руси состязания в интересах воинского воспитания актив­но проводились в поместных, стрелецких и казацких войсках в XI—XVI вв. Особой ловкостью и физической выносливостью от­личались казаки, которые в свободное от работы и походов вре­мя состязались в беге, скачках со стрельбой и рубкой, в кулачных боях и в других военно-прикладных упражнениях. Развитие естественных наук, появление огнестрельного ору­жия означало новые способы ведения войны. Вооружение и так­тика были основными условиями для возникновения и развития новых систем физического воспитания воинов.

Люди древности осознавали положительное воздействие со­ревнований (состязаний) на успешность практической деятель­ности. Уже тогда было отмечено появление прибавочных воз­буждений у соревнующихся, родственность состязаний с боевы­ми схватками по линии прообраза боя. Именно поэтому в педа­гогических системах древности спортивные соревнования (состязания) использовались в качестве средства и метода обу­чения и воспитания воинов.

Правомерно задать вопрос об особенностях педагогики спор­та и ее связях с фундаментальными знаниями о воспитании лю­дей. Педагогика — область научных и практических знаний о том, как следует воздействовать на людей в интересах воспи­тания их социальной природы. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, определяет роль воспита­ния в жизни общества, развитии личности, процессах обучения и образования населения. Фундаментальные общепедагогические знания включают в себя историю педагогики, дидактику, теорию воспитания, школоведение и частные методики. Впервые педа­гогическое учение как составная часть философских систем по­явилось в Древней Греции (5—4 вв. до н. э.).