Педагогика физической культуры и спорта
Требования современного общества к научным и практическим работникам спорта обусловлены характером объективных задач социального и научно-технического прогресса. В связи с этим возникает необходимость новых подходов к решению многих проблем, среди которых важное место отводится проблемам социологии и психологии спорта. Принцип физического воспитания — «массовость» — реализует положение К. Маркса о том, что «призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности...».
Современный спорт достижений высоких результатов — это исключительно большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки людей при мобилизации их резервных сил. В связи с этим научная общественность не может допустить, чтобы те или другие спортивные дисциплины вызывали последствия отрицательного характера, выражающиеся в деструктивных воздействиях на организм человека. Факты отклонений в здоровье спортсменов все чаще фиксируются спортивной медициной.
Современное состояние педагогики спорта характеризуется разноплановостью в подходах к разработке ее проблем. Для педагогики спорта как новой области развития научных и практических знаний характерно проявление двух тенденций: первая связана с постоянным сужением предмета исследований; вторая отражает стремление ученых к объединению усилий, предпринимаемых в различных научных направлениях.
Неопределенность пронизывает сейчас все общество. И чем определеннее пытаются вести себя люди, тем, как ни странно, неопределенность в целом только усиливается. Груз неопределенности возрастает благодаря ускорению темпа жизни, опасности потерять работу, не обеспечить свою старость. Неопределенность характерна и для современного физкультурного образования.
Особое место в общей системе физического воспитания школьников занимает школьный урок, от воспитания нравственности которого зависит качество всей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Эффективность воспитательной работы на уроке определяется следующими основными факторами:
Нравственное воспитание в спорте – это сложный педагогический процесс. Сущность мощного воздействия занятий спортом на личность в принципе заключается в следующем: субъективная деятельность спортсмена, будучи направленной на овладение искусством движений и на укрепление тела, на основе обратной связи совершенствует самого себя.