Современный спорт достижений высоких результатов — это исключительно большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки людей при мобилизации их резервных сил. В связи с этим научная общественность не может допустить, чтобы те или другие спортивные дисциплины вызывали последствия отрицатель­ного характера, выражающиеся в деструктивных воздействиях на организм человека. Факты отклонений в здоровье спортсме­нов все чаще фиксируются спортивной медициной.

Требования современного общества к научным и практиче­ским работникам спорта обусловлены характером объективных задач социального и научно-технического прогресса. В связи с этим возникает необходимость новых подходов к решению мно­гих проблем, среди которых важное место отводится проблемам социологии и психологии спорта. Принцип физического воспи­тания — «массовость» — реализует положение К. Маркса о том, что «призвание, назначение, задача всякого человека — всесто­ронне развивать все свои способности...».

Правомерно задать вопрос об особенностях педагогики спор­та и ее связях с фундаментальными знаниями о воспитании лю­дей. Педагогика — область научных и практических знаний о том, как следует воздействовать на людей в интересах воспи­тания их социальной природы. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, определяет роль воспита­ния в жизни общества, развитии личности, процессах обучения и образования населения. Фундаментальные общепедагогические знания включают в себя историю педагогики, дидактику, теорию воспитания, школоведение и частные методики. Впервые педа­гогическое учение как составная часть философских систем по­явилось в Древней Греции (5—4 вв. до н. э.). 

Люди древности осознавали положительное воздействие со­ревнований (состязаний) на успешность практической деятель­ности. Уже тогда было отмечено появление прибавочных воз­буждений у соревнующихся, родственность состязаний с боевы­ми схватками по линии прообраза боя. Именно поэтому в педа­гогических системах древности спортивные соревнования (состязания) использовались в качестве средства и метода обу­чения и воспитания воинов.

На Руси состязания в интересах воинского воспитания актив­но проводились в поместных, стрелецких и казацких войсках в XI—XVI вв. Особой ловкостью и физической выносливостью от­личались казаки, которые в свободное от работы и походов вре­мя состязались в беге, скачках со стрельбой и рубкой, в кулачных боях и в других военно-прикладных упражнениях. Развитие естественных наук, появление огнестрельного ору­жия означало новые способы ведения войны. Вооружение и так­тика были основными условиями для возникновения и развития новых систем физического воспитания воинов.

В период советской власти начиная с 1918 г. и вплоть до 1985 г. внимание правительства было направлено на реализацию положения К. Маркса «о соединении производительного труда с обучением и гимнастикой не только как одного из средств для увеличения общественного производства, но и как единствен­ного средства для производства всесторонне развитых людей». Эта политико-идеологическая установка на десятилетия опреде­лила систему организации, методики и науки физического вос­питания и спорта в стране. Создаются государственные органы управления физическим воспитанием при Всевобуче и военных комиссариатах, открываются первые институты физической куль­туры (Москва, Петроград, 1918).