Ни один тренер не может обучать технике или тактике своего вида спорта вне определенной организации педагогического процесса и не влияя на мотивы, побуждающие спортсмена к спортивной деятельности.

А если это так, то тренер осуществляет не только физическую или техническую подготовку спортсмена, но обязательно влияет и на нравственные черты личности спортсмена, отвечает за его нравственное воспитание; он должен обязательно владеть методами нравственного воспитания и эффективно (в той же мере, как он это делает в отношении технической подготовки) осуществлять их и своем педагогическом процессе.

Каждый преподаватель физического воспитания ведет свой педагогический процесс по определенным организационным формам. Но ведь организационные формы педагогического процесса не выдуманы им, они диктуются обществом; в разных общественных формациях эти организационные формы разные.

Физические упражнения как основное средство физического воспитания представляют собой активную деятельность человека, в которой существенное значение имеют мотивы, побуждающие человека заниматься этой деятельностью. Мотивы же обязательно содержат в себе моральную сторону. Отсюда и физическое воспитание в своем существе органически содержит в себе эту нравственную сторону. Оно не может протекать вне или независимо от нравственного воспитания.

Нравственной стороны из уроков физического воспитания и тренировочных занятий не выкинешь, а если кто-либо попытается это сделать, то добьется только одного: вместо коммунистической в занятия будет внесена буржуазная нравственность. Если тренер не ставит перед собой сознательно задачи воспитания спортсменов, он легко может сбиться на воспитание только буржуазно-нравственных черт личности, основанных на частнособственнической психологии (эгоизма, зазнайства, рвачества и т. д.).

Фрагменты статьи: Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. — М.: ФиС, 1962. — С. 9-20.