Содержание материала

ИГРОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Организация отбора в спортивные секции и пропаганда спорта предусматривает комплекс мероприятий, последовательность которых определяется требованиями целесообразности и экономичности и принципом «от спортивной ориентации к ориентации по группе видов, от ориентации по группе видов к отбору для вида».

Агитация и пропаганда спорта

Недооценка агитационно-пропагандистской работы нередко приводит к тому, что тренеры вместо выбора лучших из лучших с трудом укомплектовывают учебные группы. Таким образом, с самого начала наносится ощутимый вред как в социальном, так и в спортивном плане.

Когда спортивных школ, стадионов, залов было меньше, не было отбою от желающих записаться в секции. Теперь же у ребят есть многочисленные возможности удовлетворить свои интересы, и не только спортивные. Значительно выросла конкуренция видов спорта в борьбе за двигательно одаренных детей.

Спортивные игры, за исключением, пожалуй, тенниса, в этом отношении находятся в невыгодном положении, так как сюда осуществляют отбор в более старшем возрасте, чем в плавание, фигурное катание, гимнастику, прыжки в воду и некоторые другие виды спорта. С другой стороны, «помолодевшие» виды спорта сейчас не уступают в популярности даже таким «фаворитам» как футбол и хоккей.

Все это еще раз подтверждает мысль о необходимости широко организованной и квалифицированной работы по агитации и пропаганде.

Важную роль играет наглядная агитация. Трудно переоценить действенность плакатов, на которых запечатлены яркие игровые моменты, портреты лучших советских спортсменов, победителей олимпиад и первенств мира. В ряде школ вывешиваются таблицы первенств страны и крупнейших международных соревнований. Кинограммы выполнения ударов Пеле или бросков Яшина, списки команд победителей важнейших чемпионатов, да и сами объявления об отборе, красиво выполненные и со знанием дела составленные, — все это как нельзя лучше формирует интерес школьников к спорту вообще и к играм в частности.

Работа по наглядной агитации должна проводиться под руководством наиболее заинтересованных лиц — тренеров спортивных школ в тесном содружестве с учителями физкультуры и при участии физкультурного актива школ и юных спортсменов.

Лекционная пропаганда спорта — не менее действенный метод. Выступление знаменитых спортсменов и тренеров перед ребятами не только доставляет радость общения с кумиром детворы, но и оставляет неизгладимый след в их душах. Хорошо зарекомендовал себя и опыт выступления перед школьниками тренеров ДЮСШ и спортсменов — бывших учеников этой школы.

Раскрывая перед ребятами прекрасный мир спорта с его борьбой характеров, дружбой, патриотизмом, лектор как бы приобщает их к этому миру. Не удивительно, что после таких лекций первый вопрос: «Как записаться в секцию?»

Формированию спортивных интересов во многом способствуют выступления в печати, особенно в детских изданиях. Описания спортивных поединков, автобиографические очерки спортсменов, интересно преподносимая спортивная информация привлекают внимание детей. Особенно большое воспитательное значение имеют рассказы о том, какую роль сыграл спорт в становлении личности героев войны, труда, космоса.

Надо, безусловно, использовать любовь школьников к телевизионным передачам типа «Веселые старты».

Существует еще одно хорошо известное средство пропаганды — показательные выступления спортсменов, сопровождаемые комментариями специалиста. Одним из лучших исполнителей такого комментария был заслуженный мастер спорта Е. И. Огуренков, который с удовольствием принимал приглашения выступать вместе с юными боксерами перед любой детской аудиторией, например в школе, пионерском лагере, ЖЭКе, детском парке. Автору довелось присутствовать на нескольких показательных выступлениях, организованных Е. И. Огуренковым. Вспоминается огромная заинтересованность, даже одухотворенность замечательного спортсмена, почтительная тишина во время поединков, град вопросов и бесконечные разговоры о боксе.

Немало может дать практика бесплатного посещения соревнований для детей, организация простейших соревнований и спортивных конкурсов и т. п.

Налаженная агитация и пропаганда существенно влияют на эффективность всего процесса отбора и потому должны находиться в сфере повышенного внимания всех заинтересованных организаций.