Содержание материала

Предварительная подготовка детей к отбору

К моменту отбора в спортивные школы многие качества в детях еще заметно не проявляются. Это вызывается чаще всего отсутствием ряда условий, способствующих развитию качеств. Надо сказать, что еще сравнительно недавно таких условий было больше.

В беседах со многими выдающимися спортсменами выясняется, что они в детстве имели большие возможности для удовлетворения своих потребностей в движении благодаря наличию пустырей, простых спортивных площадок во дворах и т. д.

Сейчас в городах пустырей не найдешь. Да и самых разнообразных развлечений у ребят стало больше. Тренеры обижаются на страсть детей к телевизору и на модное увлечение музыкой... Школьники, надо признать, стали значительно меньше двигаться, поэтому взрослым больше внимания следует уделять организованным формам физического воспитания детворы.

Чтобы способствовать повышению двигательной активности младших школьников, имеет смысл организовывать для учеников 1—2-х классов подготовительные спортивные школы по группам видов спорта — игровые, единоборств и т. д.

Такие группы неоценимы и для отбора. Правда, в ДЮСШ имеются подготовительные отделения, но они фактически работают по сугубо спортивным программам. А для последующего эффективного отбора необходимо, чтобы программа предусматривала в первую очередь развитие спортивных способностей.

Становится ясным, что специализированному отбору должна предшествовать массовая подготовка детей по профилю спорта одной из групп.

Главным мотивом здесь является предположение, что путем подбора специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей к тому или иному виду спорта и на этой основе проводить видовую ориентацию. Социальное и собственно спортивное значение массовой подготовки детей к отбору не вызывает сомнений. Опыт такой подготовки был проведен М. Н. Тураходжаевой под нашим руководством (1976—1978 гг.).

Исследования проводились на лабораторном и модельном уровнях. В лаборатории исследовались: оперативное мышление с применением теста «тройка» (М. С. Бриль, А. В. Родионов, 1967), переключение внимания с применением таблицы Анфимова, тремор и простая психическая реакция на световой стимул.

На модельном уровне применялись тест «Часовые и разведчики» (М. С. Бриль, 1966) для оценки уровня оперативного мышления и быстроты движений, тест на количество передач о стену за 30 сек., модифицированный тест для исследования уровня притязаний (М. С. Бриль, 1976).

Измерялись также длина тела и скорость бега на 20 м.

На базе двух школ Ташкента был проведен двухгодичный педагогический эксперимент, в котором приняли участие дети 8 лет, систематически не занимающиеся спортом, всего 131 человек.

В контрольных классах (в каждой школе по одному — всего 65 чел.) урок физкультуры проводился по общепринятой школьной программе. В экспериментальных (также по одному в каждой школе — всего 66 чел.) — по специально разработанному учебному плану, направленному на создание условий для проявления способностей к игровой деятельности при помощи специально разработанного комплекса подвижных игр и игровых упражнений.

В конце эксперимента как в контрольных, так и в экспериментальных классах оценивалась одаренность детей к различным видам спортивных игр по комплексной методике (М. С. Бриль, 1968).

В каждой школе дважды в учебном году в сентябре проводились комплексные исследования детей по 13 параметрам, определяющим состояние физического развития, физической подготовленности, а также специальных физических и психологических качеств.

Предварительный анализ исходных данных показал, что физическое развитие и уровень специальных качеств контрольной («К») и экспериментальной («Э») групп находились на уровне ниже среднего и носили сходный характер — наблюдаемые различия статистически недостоверны.

Учитывая возрастные особенности детей 8—10 лет, а также специфику игровой деятельности, на первом году эксперимента мы использовали аналитический метод воспитания, который состоял из раздельной работы над составляющими отдельных качеств, на втором году — целостный метод, направленный на комплексное воздействие с помощью подвижных игр и игровых упражнений, включающих в себя несколько компонентов и наиболее характерные для спортивных игр связки и чередования.

Например, для проявления бойцовского характера, стремления достичь наивысших результатов в играх, предусмотренных школьной программой, мы ставили условия, стимулирующие это стремление. В играх «Прыжки через ручей» или «Волк во рву» варьировалась ширина реки или рва. За преодоление более широкого места давалось больше очков.

Для проявления оперативного мышления, тесно связанного с быстрым переключением и распределением внимания, мы включали в уроки игры («Пятнашки», «Спор зимы и весны», «Перестрелка», «Охотники и утки», «Невод», «Круговая охота», «Пионербол» и др.), также осложняя их специально разработанными требованиями.

При сравнении исходных данных и результатов, полученных в конце второго года эксперимента, выявилась общая тенденция к улучшению всех показателей как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Значительно возрастает показатель, отражающий быстроту действий (количество передач о стенку) с преимуществом в группе «Э» в 23,8%. У испытуемых группы «Э» лучше проявились способности и к оперативному мышлению. Такой показатель эффективности решения задач, как число затраченных ходов, в обеих группах изменился незначительно. Зато временной показатель, обладающий большей дифференцирующей силой, резко уменьшается с преимуществом испытуемых группы «Э» (в 10,5% по игровому тесту и в 15,9% в тестовой задаче). Кроме того, качество самих упражнений в группе «Э» стало выше на 21%, чем в группе «К», на 70% увеличилось количество удачно выполнивших задания в игровом тесте. Стоит заметить, что основное преимущество испытуемых группы «Э» не столько в рациональности оперативного мышления, сколько в быстроте принятия конечного решения и эффективности его реализации.

Та же картина и в проявлении переключения внимания. Так, показатель коэффициента эффективности (таблица Анфимова) по выполнению дифференцированного задания в группе «К» увеличивается незначительно, в группе «Э» незначительно уменьшается. Зато количество допущенных ошибок в группе «Э» резко снизилось (на 33,1%), в то время как в группе «К» оно не изменилось. В игровом упражнении время, затраченное на выполнение задания с переключением внимания, уменьшается как в группе «К», так и в группе «Э», но с преимуществом в 21,2% в группе «Э».

Показатели уровня притязаний изменились почти одинаково. Средняя арифметическая кругов увеличилась с небольшим преимуществом в группе «К», коэффициент вариативности уменьшился, тоже с небольшим преимуществом (в 1,3%). Однако в группе «Э» наблюдается резкое увеличение количества удачных попыток (на 41%), в группе же «К» — статистически недостоверное уменьшение. Видимо, испытуемые группы «Э» стали более уверены в своих решениях. Сравнительная динамика других показателей не противоречит общей   тенденции.

На заключительном этапе эксперимента была проведена экспертная оценка пригодности детей контрольной н экспериментальной групп к различным видам спортивных игр. Тренерами ДЮСШ по спортивным играм из контрольной группы было отобрано 10 человек из 63 (15,8%), из экспериментальной группы — 34 человека из 63 (53,9%).

Таким образом, предварительная специализированная подготовка детей к ДЮСШ способствует более рациональному отбору.


ИГРОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Организация отбора в спортивные секции и пропаганда спорта предусматривает комплекс мероприятий, последовательность которых определяется требованиями целесообразности и экономичности и принципом «от спортивной ориентации к ориентации по группе видов, от ориентации по группе видов к отбору для вида».

Агитация и пропаганда спорта

Недооценка агитационно-пропагандистской работы нередко приводит к тому, что тренеры вместо выбора лучших из лучших с трудом укомплектовывают учебные группы. Таким образом, с самого начала наносится ощутимый вред как в социальном, так и в спортивном плане.

Когда спортивных школ, стадионов, залов было меньше, не было отбою от желающих записаться в секции. Теперь же у ребят есть многочисленные возможности удовлетворить свои интересы, и не только спортивные. Значительно выросла конкуренция видов спорта в борьбе за двигательно одаренных детей.

Спортивные игры, за исключением, пожалуй, тенниса, в этом отношении находятся в невыгодном положении, так как сюда осуществляют отбор в более старшем возрасте, чем в плавание, фигурное катание, гимнастику, прыжки в воду и некоторые другие виды спорта. С другой стороны, «помолодевшие» виды спорта сейчас не уступают в популярности даже таким «фаворитам» как футбол и хоккей.

Все это еще раз подтверждает мысль о необходимости широко организованной и квалифицированной работы по агитации и пропаганде.

Важную роль играет наглядная агитация. Трудно переоценить действенность плакатов, на которых запечатлены яркие игровые моменты, портреты лучших советских спортсменов, победителей олимпиад и первенств мира. В ряде школ вывешиваются таблицы первенств страны и крупнейших международных соревнований. Кинограммы выполнения ударов Пеле или бросков Яшина, списки команд победителей важнейших чемпионатов, да и сами объявления об отборе, красиво выполненные и со знанием дела составленные, — все это как нельзя лучше формирует интерес школьников к спорту вообще и к играм в частности.

Работа по наглядной агитации должна проводиться под руководством наиболее заинтересованных лиц — тренеров спортивных школ в тесном содружестве с учителями физкультуры и при участии физкультурного актива школ и юных спортсменов.

Лекционная пропаганда спорта — не менее действенный метод. Выступление знаменитых спортсменов и тренеров перед ребятами не только доставляет радость общения с кумиром детворы, но и оставляет неизгладимый след в их душах. Хорошо зарекомендовал себя и опыт выступления перед школьниками тренеров ДЮСШ и спортсменов — бывших учеников этой школы.

Раскрывая перед ребятами прекрасный мир спорта с его борьбой характеров, дружбой, патриотизмом, лектор как бы приобщает их к этому миру. Не удивительно, что после таких лекций первый вопрос: «Как записаться в секцию?»

Формированию спортивных интересов во многом способствуют выступления в печати, особенно в детских изданиях. Описания спортивных поединков, автобиографические очерки спортсменов, интересно преподносимая спортивная информация привлекают внимание детей. Особенно большое воспитательное значение имеют рассказы о том, какую роль сыграл спорт в становлении личности героев войны, труда, космоса.

Надо, безусловно, использовать любовь школьников к телевизионным передачам типа «Веселые старты».

Существует еще одно хорошо известное средство пропаганды — показательные выступления спортсменов, сопровождаемые комментариями специалиста. Одним из лучших исполнителей такого комментария был заслуженный мастер спорта Е. И. Огуренков, который с удовольствием принимал приглашения выступать вместе с юными боксерами перед любой детской аудиторией, например в школе, пионерском лагере, ЖЭКе, детском парке. Автору довелось присутствовать на нескольких показательных выступлениях, организованных Е. И. Огуренковым. Вспоминается огромная заинтересованность, даже одухотворенность замечательного спортсмена, почтительная тишина во время поединков, град вопросов и бесконечные разговоры о боксе.

Немало может дать практика бесплатного посещения соревнований для детей, организация простейших соревнований и спортивных конкурсов и т. п.

Налаженная агитация и пропаганда существенно влияют на эффективность всего процесса отбора и потому должны находиться в сфере повышенного внимания всех заинтересованных организаций.


Просмотр в школах

Практика показала, что те ДЮСШ и те тренеры, которые имеют тесные связи со школами, в первую очередь в своем микрорайоне, обычно не испытывают трудностей в широте выбора. Но просмотр не должен быть эпизодическим. В нем должна просматриваться определенная система, направленная на выявление первого круга кандидатов.

На уроках физкультуры можно визуально оценить, по крайней мере, два важных на этом этапе фактора — устойчивое стремление ребенка к двигательному совершенствованию и успешность овладения двигательными навыками. Немаловажно отметить интерес, с которым дети выполняют различные по характеру и направленности движения и действия. Здесь же, конечно, отмечаются и внешние данные: рост, особенности телосложения, осанка и др.

Опытный тренер не пренебрегает и той информацией, которую можно получить на уроках общеобразовательных дисциплин. При наблюдении за ребятами на этих уроках в определенной мере проясняются уравновешенность, трудолюбие, дисциплинированность, способность терпеливо выполнять однообразную работу.

По-разному ведут себя дети на переменах. Одни открывают любимую книжку, другие чинно прогуливаются, третьи же ищут возможность подвигаться. Последним часто делают замечания, но их повышенная активность не является выражением недисциплинированности, чаще она связана с потребностью в движениях, которая, в свою очередь, нередко отражает наличие хороших двигательных задатков. Поэтому стремление к двигательной активности не может не заинтересовать тренеров в их поисках спортивных талантов.

Наблюдения на внеклассных физкультурных мероприятиях могут помочь отметить такую важную черту, как стремление к участию в групповых играх. Уклонение от групповых игр, как правило, свидетельствует либо о слабой нервной системе, либо об отсутствии задатков к коллективным игровым действиям. Особое внимание следует уделять тем детям, которые являются организаторами и активными участниками игр, не прерывают игру без серьезного повода. Среди них есть неуемные заводилы и тихие, но твердые руководители. Есть и другие типы лидеров. Они своим лидерством, неуемной жаждой игры, порой перехлестывающей через край, как бы обнажают свои способности к игровой деятельности.


Анамнез

Все больше семей сейчас заинтересованы в спортивных занятиях детей. В этом проявляется, в частности, возросший культурный уровень народа. Но не все родители поощряют стремление ребенка к высоким спортивным результатам. Некоторые родители нацеливают сына или дочь на другую деятельность и считают, что серьезные занятия спортом могут помешать учебе. Другие не верят в возможность достижения детьми высот мастерства и опасаются, что время и силы будут затрачены зря.

Отношение семьи к серьезным занятиям спортом не учитывать тренеру нельзя. Поэтому рекомендуем организовать беседы с родителями или анкетирование, что позволит получить информацию, которая поможет не только в процессе отбора, но и в последствии на этапах спортивной подготовки.

Анкета для родителей может содержать следующие вопросы:

1. Считаете ли вы своего ребенка способным к спорту? Почему?

2. Какой вид спорта считаете для него подходящим? Почему?

3. Какой задачей будете руководствоваться, рекомендуя ребенку поступить в ДЮСШ (укрепление здоровья, воспитание характера, раскрытие дарования, достижение спортивной славы или другие задачи)?

4. Какую цель поставите перед ребенком?

5. Занимались ли вы спортом? Каким? Каких добились результатов?

6. Есть ли у вашего сына (дочери) другие увлечения? Поощряете ли вы их?

Большинство родителей охотно отвечают на эти вопросы. Получаемая таким образом информация позволяет тренеру представить ту атмосферу семьи, которая благоприятствует или препятствует спортивным занятиям ребенка. Конечно, эта атмосфера не является неизменной. Иногда тренеру приходится проводить значительную по времени и усилиям разъяснительную работу, чтобы добиться не только и не столько согласия родителей на поступление ребенка в ДЮСШ, сколько изменения отношения к перспективе его серьезных спортивных занятий. Известно немало случаев успешности такой работы, когда педагогическая квалификация, убежденность, такт и настойчивость тренера в борьбе за одаренного ребенка приводят к положительным результатам.

Значительно пополнить информацию о ребятах могут учитель физкультуры и классный руководитель. Первый сообщает об успешности овладевания двигательными навыками на занятиях; второй — об интересах и склонностях, в том числе спортивных.

Центральное звено анамнеза — беседа с детьми. Нельзя, конечно, ждать от каждого приглянувшегося тренеру ребенка четких и ясных ответов на поставленные вопросы, обоснованной аргументации, сформированных взглядов. Тем не менее искусное владение методом беседы приводит обычно к установлению контакта, а в результате к откровенному разговору о стремлениях, желаниях, интересах, притязаниях.

Нередки случаи, когда первая правильно организованная и проведенная беседа делает тренера и ученика друзьями и единомышленниками на долгие годы. Нечего говорить, что такое содружество всегда бывает плодотворным. Но не всегда эта беседа удовлетворяет тренера. Явно одаренный ребенок то вообще не хочет серьезно заниматься спортом, то проявляет интерес к другому, более модному, но менее подходящему для него виду. Здесь также необходим тонкий педагогический подход и терпение, чтобы убедить мальчика или девочку в необходимости для них заниматься именно этим видом или группой видов спорта. Но для убеждения чаще всего одной беседы мало. Ребенка приглашают на тренировку или другое мероприятие спортшколы, осторожно подключают к наиболее интересным, как правило игровым, упражнениям. Ряд известных спортсменов обязаны своим пребыванием в спорте именно такому педагогическому приему.

Информацию о физкультурной группе, состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях, некоторых показателях физического развития можно получить у школьного врача. Проведенный анамнез позволяет сделать вывод о целесообразности перехода к диагностике игровой одаренности.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 54-62.