Содержание материала

Анамнез

Все больше семей сейчас заинтересованы в спортивных занятиях детей. В этом проявляется, в частности, возросший культурный уровень народа. Но не все родители поощряют стремление ребенка к высоким спортивным результатам. Некоторые родители нацеливают сына или дочь на другую деятельность и считают, что серьезные занятия спортом могут помешать учебе. Другие не верят в возможность достижения детьми высот мастерства и опасаются, что время и силы будут затрачены зря.

Отношение семьи к серьезным занятиям спортом не учитывать тренеру нельзя. Поэтому рекомендуем организовать беседы с родителями или анкетирование, что позволит получить информацию, которая поможет не только в процессе отбора, но и в последствии на этапах спортивной подготовки.

Анкета для родителей может содержать следующие вопросы:

1. Считаете ли вы своего ребенка способным к спорту? Почему?

2. Какой вид спорта считаете для него подходящим? Почему?

3. Какой задачей будете руководствоваться, рекомендуя ребенку поступить в ДЮСШ (укрепление здоровья, воспитание характера, раскрытие дарования, достижение спортивной славы или другие задачи)?

4. Какую цель поставите перед ребенком?

5. Занимались ли вы спортом? Каким? Каких добились результатов?

6. Есть ли у вашего сына (дочери) другие увлечения? Поощряете ли вы их?

Большинство родителей охотно отвечают на эти вопросы. Получаемая таким образом информация позволяет тренеру представить ту атмосферу семьи, которая благоприятствует или препятствует спортивным занятиям ребенка. Конечно, эта атмосфера не является неизменной. Иногда тренеру приходится проводить значительную по времени и усилиям разъяснительную работу, чтобы добиться не только и не столько согласия родителей на поступление ребенка в ДЮСШ, сколько изменения отношения к перспективе его серьезных спортивных занятий. Известно немало случаев успешности такой работы, когда педагогическая квалификация, убежденность, такт и настойчивость тренера в борьбе за одаренного ребенка приводят к положительным результатам.

Значительно пополнить информацию о ребятах могут учитель физкультуры и классный руководитель. Первый сообщает об успешности овладевания двигательными навыками на занятиях; второй — об интересах и склонностях, в том числе спортивных.

Центральное звено анамнеза — беседа с детьми. Нельзя, конечно, ждать от каждого приглянувшегося тренеру ребенка четких и ясных ответов на поставленные вопросы, обоснованной аргументации, сформированных взглядов. Тем не менее искусное владение методом беседы приводит обычно к установлению контакта, а в результате к откровенному разговору о стремлениях, желаниях, интересах, притязаниях.

Нередки случаи, когда первая правильно организованная и проведенная беседа делает тренера и ученика друзьями и единомышленниками на долгие годы. Нечего говорить, что такое содружество всегда бывает плодотворным. Но не всегда эта беседа удовлетворяет тренера. Явно одаренный ребенок то вообще не хочет серьезно заниматься спортом, то проявляет интерес к другому, более модному, но менее подходящему для него виду. Здесь также необходим тонкий педагогический подход и терпение, чтобы убедить мальчика или девочку в необходимости для них заниматься именно этим видом или группой видов спорта. Но для убеждения чаще всего одной беседы мало. Ребенка приглашают на тренировку или другое мероприятие спортшколы, осторожно подключают к наиболее интересным, как правило игровым, упражнениям. Ряд известных спортсменов обязаны своим пребыванием в спорте именно такому педагогическому приему.

Информацию о физкультурной группе, состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях, некоторых показателях физического развития можно получить у школьного врача. Проведенный анамнез позволяет сделать вывод о целесообразности перехода к диагностике игровой одаренности.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 54-62.