Содержание материала

Просмотр в школах

Практика показала, что те ДЮСШ и те тренеры, которые имеют тесные связи со школами, в первую очередь в своем микрорайоне, обычно не испытывают трудностей в широте выбора. Но просмотр не должен быть эпизодическим. В нем должна просматриваться определенная система, направленная на выявление первого круга кандидатов.

На уроках физкультуры можно визуально оценить, по крайней мере, два важных на этом этапе фактора — устойчивое стремление ребенка к двигательному совершенствованию и успешность овладения двигательными навыками. Немаловажно отметить интерес, с которым дети выполняют различные по характеру и направленности движения и действия. Здесь же, конечно, отмечаются и внешние данные: рост, особенности телосложения, осанка и др.

Опытный тренер не пренебрегает и той информацией, которую можно получить на уроках общеобразовательных дисциплин. При наблюдении за ребятами на этих уроках в определенной мере проясняются уравновешенность, трудолюбие, дисциплинированность, способность терпеливо выполнять однообразную работу.

По-разному ведут себя дети на переменах. Одни открывают любимую книжку, другие чинно прогуливаются, третьи же ищут возможность подвигаться. Последним часто делают замечания, но их повышенная активность не является выражением недисциплинированности, чаще она связана с потребностью в движениях, которая, в свою очередь, нередко отражает наличие хороших двигательных задатков. Поэтому стремление к двигательной активности не может не заинтересовать тренеров в их поисках спортивных талантов.

Наблюдения на внеклассных физкультурных мероприятиях могут помочь отметить такую важную черту, как стремление к участию в групповых играх. Уклонение от групповых игр, как правило, свидетельствует либо о слабой нервной системе, либо об отсутствии задатков к коллективным игровым действиям. Особое внимание следует уделять тем детям, которые являются организаторами и активными участниками игр, не прерывают игру без серьезного повода. Среди них есть неуемные заводилы и тихие, но твердые руководители. Есть и другие типы лидеров. Они своим лидерством, неуемной жаждой игры, порой перехлестывающей через край, как бы обнажают свои способности к игровой деятельности.