Содержание материала

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМПОВ ПРИРОСТА

У теннисистов наибольший прирост на первом этапе дают показатели реакции на зремя, распределения внимания, сенсомоторной координации, глубинного зрения, дифференцировки мышечных усилий, прогнозирования, оперативного мышления, физической подготовленности, а наименьший — реакции на движущийся объект, скорости переработки информации, образования динамических стереотипов, устойчивости внимания, бега на б и 30 метров.

На втором этапе, с 12 до 14 лет, резко возрастают показатели сложной реакции, РДО, реакции на время, глубинного зрения, образования динамического стереотипа, кинестезической чувствительности, прогнозирования, оперативного мышления, устойчивости внимания. Незначителен прирост показателей простой реакции, сенсомо-торной координации, переделки динамического стереотипа, бега на 30 м, прыжка по Абалакову.

На третьем этапе наибольший прирост дают показатели реакции на время, скорости переработки информации, дифференцировки мышечных усилий, а наименьший — реакции на движущийся объект, оперативного мышления. В целом от 10 до 16 лет наибольший прирост дают показатели простой реакции, распределения внимания, сенсомоторной координации, силы кисти, прогнозирования и оперативного мышления, а наименьший — кинестезической чувствительности (произвольный угол) скорости переработки информации, устойчивости внимания.

В период с 10 до 12 лет у волейболистов более чем на 50% прирастают показатели распределения внимания, глубинного зрения (удаляющийся объект), дифференцировки мышечных усилий, оперативного мышления (временной показатель). Более чем на 30% прирастают показатели глубинного зрения (приближающийся объект), образования динамического стереотипа, максимальной силы, кинестезической чувствительности (угол 15°). На 10% возрастают показатели переделки динамического стереотипа, кинестезической чувствительности (произвольный угол), прыжка в длину с места, прыжка вверх по Абалакову, времени удержания максимальной силы. От 12 до 14 лет на 50% и выше возрастают показатели сложной реакции, глубинного зрения (приближающийся объект), образования динамического стереотипа, кинестезической чувствительности (угол 15°), уровня притязаний. На 30% и выше изменяются показатели распределения внимания, глубинного зрения (удаляющийся объект), переделки динамического стереотипа, кинестезической чувствительности (произвольный угол).

В период с 14 до 16 лет более чем на 50% повышаются показатели сложной реакции, распределения внимания, образования динамического стереотипа, на 30% и более — показатели глубинного зрения (приближающийся объект), переделки динамического стереотипа, дифференцировки мышечных усилий, прыжка вверх по Абалакову. На 10% и более повысились показатели простой реакции, сложной реакции, реакции на чувство времени, реакции прогнозирования, глубинного зрения (удаляющийся объект), кинестезической чувствительности (угол 15°), прыжка в длину с места.

Период наибольшего прироста качеств является, видимо, особенно благоприятным для их целенаправленного воспитания.

Интерес представляют также данные о взаимосвязи величины прироста с эффективностью игровой деятельности. Фактически это может свидетельствовать о значимости прироста и необходимости учета его темпов для отбора.

На первом этапе с этой точки зрения важен прирост показателей кинестезической чувствительности (угол 15°), уровня притязаний, прыжка в длину с места, максимальной силы кисти, на втором этапе — прыжка в длину с разбега, волевых качеств и тактической образованности, на третьем — технической подготовленности, трудолюбия и стремления к высшим результатам.

Знание структуры и динамики игровых способностей позволяет не только выделить более значимые из них, не менее важно и другое — своевременность диагностики. Видимо, не имеет смысла измерять то или иное качество в тот возрастной период, когда оно особенно лабильно. В этом случае шансы правильного предсказания минимальны. Наоборот, факт стабильности качества понимается как предпосылка к надежному прогнозу.

Другое замечание связано с широтой комплекса игровых способностей. Достаточен ли он? Трудно назвать положительное человеческое качество, которое бы как-то не отражалось на успешности игровой деятельности. С этой точки зрения лозунг «измеряй все» не кажется бессмысленным. Однако лучше сказать, что количество информации о кандидате в ДЮСШ положительно отражается на качестве прогнозирования. Но и такая формулировка не намечает никаких границ. А ведь тренеры и ученые стремятся к тому, чтобы сузить круг. Говорят даже о некоем доминантном признаке, который один может быть критерием отбора. По крайней мере, в спортивных играх это вряд ли возможно.

Лучше говорить не о широте комплекса качеств и свойств, а о тех из них, которые могут служить критериями отбора на определенных возрастных этапах. Как показано выше, в этом плане их перечень ограничен, а значимость определяется   «вкладом»   в эффективность деятельности, прогностической силой и компенсаторными возможностями.

На этом принципе и основаны излагаемые ниже методы диагностики игровых способностей.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 45-54.