Содержание материала

СТАБИЛЬНОСТЬ РАНГОВЫХ ОЦЕНОК

Ценность при отборе может представлять информация о том, насколько изменяются ранговые оценки по отдельным специальным качествам. Если они в основном сохраняются, можно говорить об их прогностической возможности. В таких случаях целесообразно применение рангового коэффициента корреляции исходного и конечного уровня.

Эксперимент, проведенный с подростками десяти, двенадцати и четырнадцати лет (с интервалом в два года), позволяет оценить стабильность ранговых оценок, а также выявить тенденции их изменений на протяжении всего периода подготовки в ДЮСШ.

Вначале небезынтересно проследить ранговую изменчивость некоторых показателей игровой эффективности, чтобы определить возможность ее предсказания по уровню на данном этапе. У баскетболистов процент попадания штрафных бросков достоверно стабилен лишь на третьем этапе — от четырнадцати до шестнадцати лет. Значит, с определенной степенью вероятности можно прогнозировать этот показатель только начиная с четырнадцати лет. Более ранний прогноз невозможен. Процент попаданий с игры колеблется так сильно, что возможность его прогнозирования на всех этапах отсутствует полностью.

Показатели технической подготовленности отличаются несколько большей стабильностью. Так, процент попаданий с точек значительно меняется только с десяти до двенадцати лет, а затем прочно стабилизируется. Точно такую же картину, но еще более выраженную, дает анализ показателя попаданий штрафных бросков в тесте (20 бросков, сериями по два).

Стабильно на всех этапах время обводки зоны штрафного броска. Как видно, показатели технической подготовленности имеют большую прогностическую силу, чем игровые показатели.

На всех этапах стабильны показатели физической подготовленности — время бега на 20 м, челночного бега, бега на 60 м, показатели прыжков в длину с места и с разбега. Несколько не соответствуют общей закономерности величины прыжка вверх (стабилен на первом и втором этапах) и толкания набивного мяча (стабилен на втором этапе).

Видимо, существующая практика прогнозирования на основании уровня физической подготовленности вполне оправдана.

В эксперименте ряд свойств личности определяется путем экспертной оценки. В целом тренеры редко меняли свои первоначальные оценки. Так, по трудолюбию они стабильны на всех этапах, по волевым качествам — на первом и втором, по интересу — на втором этапе. В оценке тактической подготовленности эксперты, как и можно было ожидать, не меняли своего мнения после двух первых годов подготовки своих учеников.

Из психологических показателей стабилен на всех этапах только показатель глубинного зрения (приближающийся объект). При удаляющемся объекте глубинное зрение изменяется лишь с двенадцати до четырнадцати лет. Также меняется и дифференцировка мышечных усилий.

Только на первом этапе стабильны показали скорости переработки информации, коэффициент вариации колец (методика исследования уровня притязаний).

Лишь на третьем этапе стабильны показатели реакции прогнозирования, переделки динамических стереотипов, времени сложной реакции. Только на втором этапе стабильны время простой реакции, показатели кинесте-зической чувствительности, устойчивости внимания и образования динамических стереотипов, максимального времени удержания максимальной силы.

На втором и третьем этапах стабильны время оперативного мышления, продуктивность распределения внимания. На первом и втором этапе стабилен показатель максимальной силы кисти.

Остальные показатели (57) лабильны на всех трех этапах.

У волейболистов в диапазоне от 10 до 12 лет коррелируют показатели образования динамических стереотипов, уровня притязаний, тактической подготовленности, стремления к высшим спортивным достижениям, трудолюбия, волевых качеств, прыжка в длину с места и разбега, бега на 60 м и толчка набивного мяча.

В период с двенадцати до четырнадцати лет коррелируют показатели глубинного зрения (приближающийся объект), уровня притязаний, технико-тактической подготовленности, стремления к высшим спортивным результатам, волевых качеств, прыжка в длину с места, бега на 60 м и толчка набивного мяча.

На третьем этапе, с четырнадцати до шестнадцати лет, коррелируют показатели рациональности оперативного мышления, технико-тактической подготовленности, уровня притязаний, бега на 20 и 60 м и толчка набивного мяча.

Таким образом, на всех этапах коррелируют ранговые оценки показателей уровня притязаний, технико-тактической подготовленности, бега на 60 м, толчка набивного мяча.

У теннисистов ни один показатель не коррелирует на всех трех этапах. На первых двух этапах коррелируют показатели бега на 60 м, технической подготовленности. На первом этапе, кроме того, коррелируют показатели сложной реакции, распределения внимания и образования динамического стереотипа, на втором — силы кисти, , устойчивости внимания, трудолюбия и бега на 30 м. На третьем этапе коррелируют показатели распределения внимания, сенсомоторной координации, дифференциров-ки мышечных усилий. В период с десяти до шестнадцати лет (наблюдения велись в течение семи лет за одной группой) коррелируют показатели скорости переработки информации, реакции прогнозирования, оперативного мышления и устойчивости внимания, а также ряд показателей подготовленности.

Различия во взаимосвязи ранговых оценок в различных видах игр могут объясняться особенностями спортивной подготовки, временем ее начала, уровнем талантливости и однородностью групп испытуемых. Тем не менее информация о стабильности ранговых оценок может быть полезной при определении критериев отбора и оценке способностей детей на его этапах.