Содержание материала

Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собою и с эффективностью игровой деятельности. К тому же они по-разному изменяются в процессе спортивной подготовки. Закономерности отношений и изменчивости важны потому, что ориентируют на правильную и своевременную оценку способностей при отборе.

Видимо, анализ структуры и динамики следует проводить на пяти уровнях. Вначале определить показатели, связанные с игровой эффективностью. Затем те из них, которые связаны с рядом других показателей.

На третьем уровне выделяются качества и свойства, аналогичные показатели которых коррелируют на различных этапах подготовки. На четвертом уровне выделяются качества и свойства, показатели которых достоверно не меняют своих числовых значений на отдельных этапах и в процессе всего периода подготовки. Наконец, на пятом уровне выявляют показатели, дающие наибольший прирост от этапа к этапу, и взаимосвязь этого прироста и игровой эффективности.

Таким образом, можно классифицировать все качества и свойства на следующие группы:

  1. Прямо связанные с эффективностью игровой деятельности.
  2. Некомпенсируемые, стабильные.
  3. Некомпенсируемые, лабильные, но коррелированные на различных этапах.
  4. Компенсируемые, стабильные.
  5. Компенсируемые, коррелированные.
  6. Некомпенсируемые, лабильные.
  7. Компенсируемые, лабильные.

Изложенная последовательность групп соответствует их значимости с точки зрения прогностической возможности при отборе.

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Связь эффективности игровой деятельности с различными качествами и свойствами личности лучше всего проследить на контингенте шестнадцатилетних спортсменов, которые в целом сформировались как игроки и пополняют юношеские сборные страны.

У баскетболистов наиболее тесная связь эффективности замечена с показателями реакций на время, скорости переработки информации, глубинного зрения (удаляющийся объект), прыжка в длину с места, кинестезической чувствительности (угол 15°).

У теннисистов зафиксирована связь с показателями скорости переработки информации, глубинного зрения (удаляющийся объект), распределения внимания, волевых качеств, уровня притязаний, кинестезической чувствительности и прыжка в длину с места.

У волейболистов игровая эффективность связана с показателями волевых качеств, уровня притязаний, глубинного зрения (приближающийся объект), распределения внимания, переключения внимания и длины тела.

Таким образом, наиболее информативными для этих игр являются скорость переработки информации, глубинное зрение, кинестезическая чувствительность, свойства внимания, результат прыжка в длину с места. Можно предположить, что они в определенной мере характеризуют способности к игровой деятельности вообще.

Но это, конечно, не значит, что другие  качества и свойства не влияют на игровую эффективность. Просто это влияние не так прямолинейно.

Если рассмотреть корреляционные плеяды игровой эффективности спортсменов различных возрастных групп, сразу можно заметить их коренные различия. Больше того, нет ни одного показателя, который попадает в несколько плеяд. Такой факт объясняется тем, что игра в разные возрастные периоды требует преимущественного развития различных качеств спортсмена. Причем с возрастом круг необходимых качеств и свойств расширяется.

При анализе игровой деятельности выделились факторы эффективности, характерные для всех возрастных групп. Фактор быстродействия формируют различные показатели сенсомоторных реакций и физической подготовленности. Фактор обеспечения точности действий формируется характеристиками дифференцировки мышечных усилий, кинестезической чувствительности, сенсомоторной координации, сложных реакций и оперативного мышления. Фактор ориентировки — показателями распределения внимания, скорости переработки информации, реакции прогнозирования, сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации.

Стабильность этих факторов позволяет рассматривать их в качестве критериев прогноза эффективности игровой деятельности. Но и лабильные факторы, которые присущи лишь отдельным возрастным группам, заслуживают внимания, так как несут информацию о структуре спортивного успеха на данном этапе подготовки. В старших возрастных группах это факторы целеустремленности (сформированный в основном свойствами личности), подготовленности и надежности.


КОМПЕНСАТОРНЫЕ СООТНОШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Известно, что не все специальные качества игрока одинаково пластичны. Поэтому в тренировочном процессе часто создается такая ситуация, когда целесообразнее работать над полноценной компенсацией, чем над развитием какого-либо качества.

Знание компенсаторных возможностей позволяет оценивать специальные качества и с точки зрения того, насколько отсутствие их необходимого уровня восполнимо за счет других качеств, наименее исследованы компенсаторные соотношения психофизических функций, составляющих в комплексе психологическую сторону способностей к игровой деятельности. Для их установления используются педагогический и статистический анализ следующих показателей:

1. Взаимосвязь между показателями психологических функций у детей различного возраста.

2. Взаимосвязь между показателями психологических функций спортсменов высших спортивных разрядов.

3. Ранговые оценки спортсменов старших   спортивных разрядов по отдельным функциям во взаимосвязи с общей «лабораторной» и экспертной оценкой их способности.

Основанием для определения факта компенсации отдельных функций служит единство результатов анализа по всем трем показателям, подкрепляемое педагогическими наблюдениями.

У баскетболистов отмечены следующие закономерности. Показатели оперативного мышления компенсируются скоростью приема информации, быстротой двигательных реакций, устойчивостью и распределением внимания. Те испытуемые, которые получили низкие ранги при исследовании оперативного мышления, повысили свой суммарный ранг за счет именно этих функций.

Показатели скорости приема информации компенсируются дифференцировкой мышечных усилий и тонкостью кинестезических восприятий. Можно прийти к выводу, что все процессы, связанные с сенсорной сферой человека, прямо зависят от скорости приема информации. Эта функция — одна из наименее компенсируемых.

Распределение внимания компенсируется его интенсивностью, устойчивостью, точностью РДО, скоростью простого реагирования. Особенно убедительно это видно при сравнении ранговых оценок баскетболистов. Однако, поскольку те испытуемые, которые имели низкие ранговые оценки по этой функции, получили вообще низкую общую ранговую оценку, эту функцию можно считать весьма существенной в игровой деятельности баскетболиста и компенсируемой в минимальной степени.

Интенсивность внимания компенсируется способностью к его переключению и точностью кинестезических восприятий. Вообще эта функция может быть отнесена к наименее компенсируемым наряду с предыдущей. При ее испытании обнаружены высокие  результаты у   всех баскетболистов, получивших высокие ранговые оценки по сумме всех факторов и по экспертному заключению тренеров.

Переключение внимания компенсируется его интенсивностью и распределением (по данным анализа ранговых оценок и по наблюдениям), скоростью и точностью (особенно первой) двигательных реакций.

Устойчивость внимания компенсируется скоростными и качественными проявлениями оперативного мышления, точностью РДО, дифференцировкой мышечных  усилий.

Для времени простого и сложного реагирования данные более противоречивы, хотя некоторые показывают, что устойчивость внимания и скорость реагирования «исключают» друг друга.

Точность оценок пространственно-временных характеристик движений (на основании показателей исследования РДО) компенсируется быстротой двигательного реагирования и в значительно меньшей степени скоростными и качественными проявлениями оперативного мышления. Таким образом, и эта функция компенсируется в малой степени.

Скорость двигательных реакций компенсируется показателями оперативного мышления, распределения внимания и его устойчивости, дифференцировки мышечных усилий.

Точность кинестезических восприятий компенсируется скоростью двигательных реакций.

Дифференцировка мышечных усилий компенсируется интенсивностью и устойчивостью внимания и скоростью двигательных реакций.

Примерно такова же картина компенсаций и в других видах спортивных игр.

В целом к наименее компенсируемым психологическим функциям относятся скорость приема информации, переключение внимания, реакция на движущийся объект, а к наиболее компенсируемым — сенсомоторная координация, реакция прогнозирования и сложные реакции.


СТАБИЛЬНОСТЬ РАНГОВЫХ ОЦЕНОК

Ценность при отборе может представлять информация о том, насколько изменяются ранговые оценки по отдельным специальным качествам. Если они в основном сохраняются, можно говорить об их прогностической возможности. В таких случаях целесообразно применение рангового коэффициента корреляции исходного и конечного уровня.

Эксперимент, проведенный с подростками десяти, двенадцати и четырнадцати лет (с интервалом в два года), позволяет оценить стабильность ранговых оценок, а также выявить тенденции их изменений на протяжении всего периода подготовки в ДЮСШ.

Вначале небезынтересно проследить ранговую изменчивость некоторых показателей игровой эффективности, чтобы определить возможность ее предсказания по уровню на данном этапе. У баскетболистов процент попадания штрафных бросков достоверно стабилен лишь на третьем этапе — от четырнадцати до шестнадцати лет. Значит, с определенной степенью вероятности можно прогнозировать этот показатель только начиная с четырнадцати лет. Более ранний прогноз невозможен. Процент попаданий с игры колеблется так сильно, что возможность его прогнозирования на всех этапах отсутствует полностью.

Показатели технической подготовленности отличаются несколько большей стабильностью. Так, процент попаданий с точек значительно меняется только с десяти до двенадцати лет, а затем прочно стабилизируется. Точно такую же картину, но еще более выраженную, дает анализ показателя попаданий штрафных бросков в тесте (20 бросков, сериями по два).

Стабильно на всех этапах время обводки зоны штрафного броска. Как видно, показатели технической подготовленности имеют большую прогностическую силу, чем игровые показатели.

На всех этапах стабильны показатели физической подготовленности — время бега на 20 м, челночного бега, бега на 60 м, показатели прыжков в длину с места и с разбега. Несколько не соответствуют общей закономерности величины прыжка вверх (стабилен на первом и втором этапах) и толкания набивного мяча (стабилен на втором этапе).

Видимо, существующая практика прогнозирования на основании уровня физической подготовленности вполне оправдана.

В эксперименте ряд свойств личности определяется путем экспертной оценки. В целом тренеры редко меняли свои первоначальные оценки. Так, по трудолюбию они стабильны на всех этапах, по волевым качествам — на первом и втором, по интересу — на втором этапе. В оценке тактической подготовленности эксперты, как и можно было ожидать, не меняли своего мнения после двух первых годов подготовки своих учеников.

Из психологических показателей стабилен на всех этапах только показатель глубинного зрения (приближающийся объект). При удаляющемся объекте глубинное зрение изменяется лишь с двенадцати до четырнадцати лет. Также меняется и дифференцировка мышечных усилий.

Только на первом этапе стабильны показали скорости переработки информации, коэффициент вариации колец (методика исследования уровня притязаний).

Лишь на третьем этапе стабильны показатели реакции прогнозирования, переделки динамических стереотипов, времени сложной реакции. Только на втором этапе стабильны время простой реакции, показатели кинесте-зической чувствительности, устойчивости внимания и образования динамических стереотипов, максимального времени удержания максимальной силы.

На втором и третьем этапах стабильны время оперативного мышления, продуктивность распределения внимания. На первом и втором этапе стабилен показатель максимальной силы кисти.

Остальные показатели (57) лабильны на всех трех этапах.

У волейболистов в диапазоне от 10 до 12 лет коррелируют показатели образования динамических стереотипов, уровня притязаний, тактической подготовленности, стремления к высшим спортивным достижениям, трудолюбия, волевых качеств, прыжка в длину с места и разбега, бега на 60 м и толчка набивного мяча.

В период с двенадцати до четырнадцати лет коррелируют показатели глубинного зрения (приближающийся объект), уровня притязаний, технико-тактической подготовленности, стремления к высшим спортивным результатам, волевых качеств, прыжка в длину с места, бега на 60 м и толчка набивного мяча.

На третьем этапе, с четырнадцати до шестнадцати лет, коррелируют показатели рациональности оперативного мышления, технико-тактической подготовленности, уровня притязаний, бега на 20 и 60 м и толчка набивного мяча.

Таким образом, на всех этапах коррелируют ранговые оценки показателей уровня притязаний, технико-тактической подготовленности, бега на 60 м, толчка набивного мяча.

У теннисистов ни один показатель не коррелирует на всех трех этапах. На первых двух этапах коррелируют показатели бега на 60 м, технической подготовленности. На первом этапе, кроме того, коррелируют показатели сложной реакции, распределения внимания и образования динамического стереотипа, на втором — силы кисти, , устойчивости внимания, трудолюбия и бега на 30 м. На третьем этапе коррелируют показатели распределения внимания, сенсомоторной координации, дифференциров-ки мышечных усилий. В период с десяти до шестнадцати лет (наблюдения велись в течение семи лет за одной группой) коррелируют показатели скорости переработки информации, реакции прогнозирования, оперативного мышления и устойчивости внимания, а также ряд показателей подготовленности.

Различия во взаимосвязи ранговых оценок в различных видах игр могут объясняться особенностями спортивной подготовки, временем ее начала, уровнем талантливости и однородностью групп испытуемых. Тем не менее информация о стабильности ранговых оценок может быть полезной при определении критериев отбора и оценке способностей детей на его этапах.


СТАБИЛЬНОСТЬ КАЧЕСТВ И СВОЙСТВ

Стабильность ранговых оценок может многое сказать тренеру, но судить о том, насколько весома изменчивость того или иного качества или свойства еще трудно. Для этого используют различные критерии различия. Они позволяют утверждать или опровергать предположение о том, что исходные и конечные показатели, разница которых заметна на глаз, действительно различаются настолько, что этими различиями нельзя пренебречь.

Экспертные оценки волевых качеств, трудолюбия, интереса, стремления к высоким спортивным результатам, а также тактической подготовленности и способности к взаимодействию у волейболистов имеют достоверные различия на всех трех этапах, значит, эксперты существенно меняли свои оценки.

Показатели технической подготовленности имеют несколько иную закономерность. Показатели приема подачи заметно улучшаются на первом и третьем этапах, а с двенадцати до четырнадцати лет их различия недостоверны. Такую же картину дает динамика ошибок (проигрыш) подачи, нападющего удара, страховки и приема нападающего удара. Ошибки блокирования уменьшаются от этапа к этапу.

Только на первом этапе изменяются величины прыжка в длину с разбега, на первом и третьем — кинестезическая чувствительность, показатель вариативности колец при исследовании уровня притязаний, на втором и третьем этапах варьировался показатель силы кисти. Ни на одном из этапов не меняются величины прыжка в длину с места и вверх по Абалакову.

Показатели остальных качеств и свойств стабильны на всех трех этапах.

У теннисистов отмечены достоверные различия показателей простой и сложной реакций только на первом этапе, а после двенадцати лет они стабильны. Показатели реакции на движущийся объект стабильны на первом и втором этапах, а реакции на время — на третьем. Показатели распределения внимания стабильны на втором и третьем этапах, оперативного мышления — на первом и втором, скорости переработки информации — на втором, глубинного зрения — на всех этапах, сенсомоторной координации — на втором, дифференцировки мышечных усилий — на первом, кинестезической чувствительности — на первом, переделки динамических стереотипов — на всех этапах. Остальные показатели стабильны.


ЗНАЧЕНИЕ ТЕМПОВ ПРИРОСТА

У теннисистов наибольший прирост на первом этапе дают показатели реакции на зремя, распределения внимания, сенсомоторной координации, глубинного зрения, дифференцировки мышечных усилий, прогнозирования, оперативного мышления, физической подготовленности, а наименьший — реакции на движущийся объект, скорости переработки информации, образования динамических стереотипов, устойчивости внимания, бега на б и 30 метров.

На втором этапе, с 12 до 14 лет, резко возрастают показатели сложной реакции, РДО, реакции на время, глубинного зрения, образования динамического стереотипа, кинестезической чувствительности, прогнозирования, оперативного мышления, устойчивости внимания. Незначителен прирост показателей простой реакции, сенсомо-торной координации, переделки динамического стереотипа, бега на 30 м, прыжка по Абалакову.

На третьем этапе наибольший прирост дают показатели реакции на время, скорости переработки информации, дифференцировки мышечных усилий, а наименьший — реакции на движущийся объект, оперативного мышления. В целом от 10 до 16 лет наибольший прирост дают показатели простой реакции, распределения внимания, сенсомоторной координации, силы кисти, прогнозирования и оперативного мышления, а наименьший — кинестезической чувствительности (произвольный угол) скорости переработки информации, устойчивости внимания.

В период с 10 до 12 лет у волейболистов более чем на 50% прирастают показатели распределения внимания, глубинного зрения (удаляющийся объект), дифференцировки мышечных усилий, оперативного мышления (временной показатель). Более чем на 30% прирастают показатели глубинного зрения (приближающийся объект), образования динамического стереотипа, максимальной силы, кинестезической чувствительности (угол 15°). На 10% возрастают показатели переделки динамического стереотипа, кинестезической чувствительности (произвольный угол), прыжка в длину с места, прыжка вверх по Абалакову, времени удержания максимальной силы. От 12 до 14 лет на 50% и выше возрастают показатели сложной реакции, глубинного зрения (приближающийся объект), образования динамического стереотипа, кинестезической чувствительности (угол 15°), уровня притязаний. На 30% и выше изменяются показатели распределения внимания, глубинного зрения (удаляющийся объект), переделки динамического стереотипа, кинестезической чувствительности (произвольный угол).

В период с 14 до 16 лет более чем на 50% повышаются показатели сложной реакции, распределения внимания, образования динамического стереотипа, на 30% и более — показатели глубинного зрения (приближающийся объект), переделки динамического стереотипа, дифференцировки мышечных усилий, прыжка вверх по Абалакову. На 10% и более повысились показатели простой реакции, сложной реакции, реакции на чувство времени, реакции прогнозирования, глубинного зрения (удаляющийся объект), кинестезической чувствительности (угол 15°), прыжка в длину с места.

Период наибольшего прироста качеств является, видимо, особенно благоприятным для их целенаправленного воспитания.

Интерес представляют также данные о взаимосвязи величины прироста с эффективностью игровой деятельности. Фактически это может свидетельствовать о значимости прироста и необходимости учета его темпов для отбора.

На первом этапе с этой точки зрения важен прирост показателей кинестезической чувствительности (угол 15°), уровня притязаний, прыжка в длину с места, максимальной силы кисти, на втором этапе — прыжка в длину с разбега, волевых качеств и тактической образованности, на третьем — технической подготовленности, трудолюбия и стремления к высшим результатам.

Знание структуры и динамики игровых способностей позволяет не только выделить более значимые из них, не менее важно и другое — своевременность диагностики. Видимо, не имеет смысла измерять то или иное качество в тот возрастной период, когда оно особенно лабильно. В этом случае шансы правильного предсказания минимальны. Наоборот, факт стабильности качества понимается как предпосылка к надежному прогнозу.

Другое замечание связано с широтой комплекса игровых способностей. Достаточен ли он? Трудно назвать положительное человеческое качество, которое бы как-то не отражалось на успешности игровой деятельности. С этой точки зрения лозунг «измеряй все» не кажется бессмысленным. Однако лучше сказать, что количество информации о кандидате в ДЮСШ положительно отражается на качестве прогнозирования. Но и такая формулировка не намечает никаких границ. А ведь тренеры и ученые стремятся к тому, чтобы сузить круг. Говорят даже о некоем доминантном признаке, который один может быть критерием отбора. По крайней мере, в спортивных играх это вряд ли возможно.

Лучше говорить не о широте комплекса качеств и свойств, а о тех из них, которые могут служить критериями отбора на определенных возрастных этапах. Как показано выше, в этом плане их перечень ограничен, а значимость определяется   «вкладом»   в эффективность деятельности, прогностической силой и компенсаторными возможностями.

На этом принципе и основаны излагаемые ниже методы диагностики игровых способностей.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 45-54.