Игровая эффективность
Игровая эффективность включает ряд показателей, общепринятых в спортивных играх: активность, результативность, взаимодействия, ошибки, время игры.
Модели игровой эффективности в различных спортивных играх различны. Их значение для отбора состоит в том, что они ориентируют тренеров на те требования, которые предъявляются к игроку высокого класса.
Для эталонного контингента хоккеистов характерны следующие игровые показатели (табл. 6).
Таблица 6
Показатели игровой деятельности хоккеистов
(по данным Ю. Королева)
Амплуа |
Голы в среднем за игру |
Ассистирование |
Броски |
Выигранные силовые единоборства |
Отбор шайбы |
Точные передачи |
Ловля шайбы на себя |
Удачная обводка |
Центральный Крайний Защитник |
1,8 1,25 0,2 |
1,5 1,35 0,2 |
4,9 4,15 3,4 |
2,4 1,4 2,2 |
10,1 10,95 13,9 |
25,8 19,9 18,7 |
0 0,1 0,43 |
4,5 4,6 2,2 |
В волейболе существует несколько систем оценки игровой эффективности. Наиболее распространенная система включает показатели доводки в зону и количество ошибок при приеме подачи.
Приемлемой считается доводка в зону 75% и выше при 4% ошибок и ниже (табл. 7).
В нападении оценивается процент выигрыша (норма — около 50% и выше), проигрыша (13%) и результативность (35%).
При блокировании фиксируются выигрыш (10% и выше) и полезное блокирование (35% и выше), в защите — сколько мячей сохранено в игре (58% и выше).
Таблица 7
Эффективность приема подачи
Команда, соревнование |
Доводка в зону (%) |
Ошибки |
Женская сборная СССР |
56,2 |
6,4 |
Мужская сборная СССР на XXI |
78,6 |
5,6 |
Стоит повторить еще раз: эталонные модели — это маяк при отборе. Но не следует забывать два важных обстоятельства. Во-первых, не все модельные характеристики одинаково важны в разных видах игр. Критерием оценки их значимости могут служить, в частности, достоверные различия аналогичных показателей эталонных и неэталонных контингентов. Во-вторых, одни из этих показателей достаточно стабильны на протяжении длительных периодов подготовки, что позволяет по их «исходному» уровню при отборе прогнозировать «конечный» уровень, другие — изменчивы и не имеют прогностической силы. Без серьезного исследования этих вопросов невозможно эффективное использование эталонных моделей для теории и практики отбора.
На первом же этапе полезно оценить значимость отдельных характеристик.
Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 21-27.