Содержание материала

Игровая эффективность

Игровая эффективность включает ряд показателей, общепринятых в спортивных играх: активность, результативность, взаимодействия, ошибки, время игры.

Модели игровой эффективности в различных спортивных играх различны. Их значение для отбора состоит в том, что они ориентируют тренеров на те требования, которые предъявляются к игроку высокого класса.

Для эталонного контингента хоккеистов характерны следующие игровые показатели (табл. 6).

Таблица  6

Показатели игровой деятельности хоккеистов
(по данным Ю. Королева)

Амплуа

Голы в среднем за игру

Ассистирование

Броски

Выигранные силовые единоборства

Отбор шайбы

Точные передачи

Ловля шайбы на себя

Удачная обводка

Центральный
нападающий

Крайний
нападающий

Защитник

1,8

1,25

0,2

1,5

1,35

0,2

4,9

4,15

3,4

2,4

1,4

2,2

10,1

10,95

13,9

25,8

19,9

18,7

0

0,1

0,43

4,5

4,6

2,2

В волейболе существует несколько систем оценки игровой эффективности. Наиболее распространенная система включает показатели доводки в зону и количество ошибок при приеме подачи.

Приемлемой считается доводка в зону 75% и выше при 4% ошибок и ниже (табл. 7).

В нападении оценивается процент выигрыша (норма — около 50% и выше), проигрыша (13%) и результативность (35%).

При блокировании фиксируются выигрыш (10% и выше) и полезное блокирование (35% и выше), в защите — сколько мячей сохранено в игре (58% и выше).

Таблица  7

Эффективность приема подачи

Команда, соревнование

Доводка в зону (%)

Ошибки

Женская сборная СССР
на VIII чемпионате мира 1978 г.

56,2

6,4

Мужская сборная СССР на XXI
Олимпиаде 1976 г.

78,6

5,6

Стоит повторить еще раз: эталонные модели — это маяк при отборе. Но не следует забывать два важных обстоятельства. Во-первых, не все модельные характеристики одинаково важны в разных видах игр. Критерием оценки их значимости могут служить, в частности, достоверные различия аналогичных показателей эталонных и неэталонных контингентов. Во-вторых, одни из этих показателей достаточно стабильны на протяжении длительных периодов подготовки, что позволяет по их «исходному» уровню при отборе прогнозировать «конечный» уровень, другие — изменчивы и не имеют прогностической силы. Без серьезного исследования этих вопросов невозможно эффективное использование эталонных моделей для теории и практики отбора.

На первом же этапе полезно оценить значимость отдельных характеристик.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 21-27.