Спортивный отбор следует понимать как процесс определения со­ответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного от­бора – стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения (М. С. Бриль, 1980).

Предварительная подготовка детей к отбору

К моменту отбора в спортивные школы многие качества в детях еще заметно не проявляются. Это вызывается чаще всего отсутствием ряда условий, способствующих развитию качеств. Надо сказать, что еще сравнительно недавно таких условий было больше.

Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собою и с эффективностью игровой деятельности. К тому же они по-разному изменяются в процессе спортивной подготовки. Закономерности отношений и изменчивости важны потому, что ориентируют на правильную и своевременную оценку способностей при отборе.

Большинство спортсменов, принявших участие в специально организованном эксперименте, ярко проявили свои атакующие или защитные тенденции, и лишь у девяти процентов эти тенденции выявить не удалось. Нельзя не отметить, что часть испытуемых составляли юные спортсмены. Видимо, способности к преимущественно атакующим или защитным действиям начинают формироваться задолго до ролевой ориентации при комплектовании команд.

Обоснованием к составлению обобщенных моделей нападающего и защитника служит сходство ряда модельных характеристик по амплуа в различных игровых видах. С другой стороны предполагается существование преимущественных тенденций личности спортсмена к атакующим и защитным действиям.

Для видовой ориентации важно рассмотреть также модели спортсменов в командных (рис. 7) и индивидуальных (рис. 8) играх. Пожалуй, главным отличием последних является более высокая значимость координационных способностей, кинестезической чувствительности и дифференцировки мышечных усилий.