Обработка всех анкет позволила выделить главные игровые способности в порядке значимости (рис. 3).

Эталонные модели игрока

Процесс отбора немыслим без изучения личности выдающихся спортсменов, их игровой деятельности, спортивного пути. Комплектуя группы новичков, тренер всегда, пусть интуитивно, ориентируется на известный ему идеал. Однако этот идеал будет выглядеть неопределенно, если он не наполнен четкими качественными и количественными характеристиками.

Различают три стороны системы отбора: критерии отбора, методы отбора и организацию отбора. К критериям относят качественно-количественные характеристики специальных способностей. Среди применяемых методов распространены метод экспертизы (экспертные оценки), аппаратурный метод и метод тестов.

Нельзя не согласиться с подавляющим большинством авторов (X. Бечтольд, А. Ф. Кларк, В. К. Бальсевич, С. С. Грошенков, В. П. Филин, Т. А. Зельдовичи др.), представляющих себе отбор как длительный процесс. Они считают, что невозможно моментально оценить спортивную пригодность, какими бы совершенными ни были методы оценки.

Структурный анализ спортивного успехаОтбор спортсменов отличается от профессионального отбора. Например, отбор в спортивные школы предусматривает прогноз успешности на 6—10 и более лет вперед. При этом необходимость учитывать множество самых разнообразных факторов, влияющих на возрастное развитие и специальную подготовку, делает такой прогноз весьма затруднительным.

Каждая деятельность, в том числе спортивная, предъявляет к человеку ряд требований. Но любая деятельность развивается, совершенствуется. Так произошло в авиации, когда летчики пересели из тихоходной машины в реактивный самолет. Так происходит и в спорте.