Содержание материала

Вариционно-статистическая разработка

Полученные при антропометрических обследованиях больших контингентов детей числовые показатели отдельных признаков (рост, масса тела, окружность груди, ЖЕЛ и др.) подвергаются вариационно-статистической разработке для получения средних показателей – стандартов физического развития.

В разработку не включают карты детей, имеющих резко выраженные отклонения в состоянии здоровья: эндокринные расстройства, костный туберкулез, последствия полиомиелита, длительную хроническую интоксикацию (туберкулез, ревматизм) а также карты детей, недавно перенесших тяжелые инфекционные заболевания.

При статистической разработке для выведения стандартов физического развития используют данные практически здоровых детей, не имеющих резких нарушений в состоянии здоровья. Материал для разработки должен быть однородным не только по состоянию здоровья обследованных, но и по полу, возрасту, месту жительства; учитываются этническая принадлежность и социальное положение.

При изучении физического развития необходимо определение точного возраста обследуемого путем сопоставления даты рождения и даты обследования. Время, прошедшее от момента рождения до дня обследования, выраженное в годах, месяцах и днях, составляет точный возраст обследуемого. Знание точного возраста необходимо для последующей возрастной группировки материала, который производится с различными интервалами в зависимости от возраста обследованных.

Новорожденных выделяют в самостоятельную группу и обмеряют в первые часы после рождения. Детей первого года жизни группируют по возрасту с интервалом 1 мес. Дети в возрасте от 1 года до 3 лет группируются по четвертям года (интервал 3 мес). Дети от 3 до 7 лет группируются с интервалом 6 мес. Для детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7-летним относят детей от 6 лет 6 мес до 7 лет 5 мес 29 дней, к 8-летним – от 7 лет 6 мес до 8 лет 5 мес 29 дней и т.д.

Каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее, чем 100 картами. После разбивки материала на возрастно-половые группы приступают к составлению вариационных рядов по каждому признаку отдельно. Для составления вариационного ряда необходимо прежде всего установить самую малую величину признака (min) и самую большую (max), затем построить ряд с последовательным значением вариант от min до max.


Классовый интервал

Классовый интервал (интервал между соседними вариантами) устанавливается в зависимости от степени варьирования изучаемого признака. В практике статистической разработки материалов физического развития принят классовый интервал для роста у детей до 7 лет – 1 см, старше 7 лет –
2 см.. Классовый интервал для массы тела детей до 1 года – 300 г, от 1 года до 3 лет – 500 г, от 3 до 7 лет – 1 кг, от 7 лет и старше – 2 кг. Классовый интервал для окружности груди у детей до 7 лет – 1 см, старше 7 лет – 2 см.

При классовом интервале роста 1 см к варианте роста 120 см относят все случаи роста от 119,5 до 120,4 см; к росту 121 см относят случаи роста от 120,5 до 121,4 см и т.д.

При классовом интервале роста 2 см границы классов таковы: 115,5-117,4; 117,5-119,4; 119,5-121,4 и т.д. В этом случае, строя вариационный ряд, определяют среднюю величину каждого класса роста – "классовые средние", равные полусумме границ каждого класса. Так, "классовая средняя" для класса 115,5-117,4 будет равна 116,5 см, для класса 117,5-119,4 – 118,5 см и т.д. Естественно, более просто строить вариационный ряд с классовым интервалом 1 (1 кг, 1 см). Это допустимо и при разработке материалов по физическому развитию детей старше 7 лет.

Зная min и max признака, а также величину классового интервала, составляют вариационный ряд (таблица 1). Затем, последовательно перекладывая карточки, каждый случай отмечают против соответствующей варианты (v). В результате этого действия получают распределение всех случаев в вариационном ряду и устанавливают частоту (р), с которой каждая варианта в нем повторяется. Далее вычисляют все основные параметры вариационного ряда: взвешенную среднеарифметическую (М), среднее квадратическое отклонение (?), ошибку взвешенной средней арифметической [m (M)] и коэффициент вариации (Cv).

Таблица 1. Расчет параметров вариационного ряда на примере роста мальчиков 7 лет

Рост, см (v)

Число
случаев (р)

Отклонение от условной средней (d)

dp

d2p

110

1

-10

-10

100

111

2

-9

-18

162

112

1

-8

-8

64

113

2

-7

-14

98

114

5

-6

-30

180

115

4

-5

-20

100

116

6

-4

-24

96

117

9

-3

-27

81

118

12

-2

-24

48

119

13

-1

-13

13

120

17

0

0

0

121

16

1

16

16

122

11

2

22

44

123

8

3

24

72

124

7

4

28

112

125

5

5

25

125

126

6

6

36

216

127

3

7

21

147

128

1

8

8

64

129

2

9

18

162

130

1

10

10

100

131

1

11

11

121

коэффициент вариации

Вычисление взвешенной средней арифметической и среднего квадратического отклонения целесообразно проводить по так называемому способу моментов. При этом способе обеспечивается более простой расчет.


По разработанным таким образом параметрам для каждого признака составляют стандарты физического развития (таблица 2)

Между основными показателями физического развития существует определенная зависимость. Так, высокорослые дети имеют, как правило, большую массу тела и окружность груди, низкорослые – меньшую. В связи с этим статистическую разработку показателей физического развития целесообразно проводить методом коррелятивной связи. С этой целью составляют корреляционные решетки для роста стоя с массой тела и роста стоя с окружностью груди.

Таблица 2. Физическое развитие школьников г. Орла (1976)

Признак

Возраст в годах

Мальчики

Девочки

М

?

М

?

Рост, см

7

121,64

5,28

121,52

5,54

8

128,10

5,56

126,98

5,26

9

132,62

5,40

131,46

5,74

10

137,26

5,60

137,42

6,14

11

142,46

6,26

142,78

7,10

12

146,97

6,96

149,34

6,80

13

153,46

8,22

156,20

6,20

14

161,06

8,74

159,16

5,42

15

166,88

8,16

160,90

5,22

16

173,12

7,02

161,62

5,82

17

173,26

6,50

161,06

4,80

Масса тела, кг

7

24,26

3,98

23,16

3,65

8

27,89

4,94

26,76

4,74

9

30,18

5,30

28,96

4,52

10

33,42

6,0

33,34

7,10

11

36,98

6,82

37,02

7,30

12

39,92

6,70

40,40

7,08

13

45,14

8,74

48,50

8,74

14

50,84

8,70

51,82

8,78

15

57,22

10,12

53,72

6,48

16

61,98

6,86

56,78

8,58

17

64,68

8,24

56,44

7,10

Окружность груди, см

7

60,98

3,68

58,72

3,51

8

62,54

3,92

60,56

4,36

9

65,44

4,74

62,37

4,06

10

67,48

4,80

65,66

5,28

11

69,90

5,20

67,92

5,28

12

71,60

4,46

69,84

5,02

13

74,98

5,48

74,70

5,32

14

78,67

6,14

77,30

5,88

15

81,96

6,0

77,30

3,86

16

85,30

4,92

79,32

5,46

17

87,30

4,64

79,30

4,84

С помощью корреляционных решеток, помимо рассмотренных выше параметров [min, max, M, m(M), ?, Cv], вычисляют: коэффициент корреляции (r), коэффициент регрессии (R y/x), сигму регрессии (?R). С помощью этих параметров составляют так называемые оценочные таблицы в виде шкал регрессии.

В первой графе шкалы регрессии обозначены границы сигмальных отклонений. Во вторую графу внесены варианты роста с интервалом 1 см от min до max. Варианты роста сгруппированы в пять подгрупп (средние, выше средних, высокие, ниже средних, низкие) в зависимости от отклонения от взвешенной средней арифметической (М). К средним отнесены величины, находящиеся в пределах М ± 1?, выше среднего – от М + 1? до М + 2?, высоким – от М + 2? и выше, ниже среднего – от М – 1? до М – 2? и низким – от М – 2? и ниже.

В третьей графе против средней арифметической взвешенной роста дана средняя арифметическая массы тела. Варианты массы тела вверх от средней убавляются на величину коэффициента регрессии, вниз – возрастают последовательно на ту же величину. В четвертой графе в такой же последовательности даны варианты окружности груди. Из оценочной таблицы видно, как изменяются показатели массы тела и окружности груди при изменении роста.


Литература

  1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.
  2. Аркаев Л. Я., Розин Е. Ю. Возраст, росто-весовые показатели и мастерство гимнастов-юниоров // Теория и практика физической культуры. 1999. № 5.
  3. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  4. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  5. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  6. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.
  7. Кардашенко В. Н., Кондакова-Варламова Л. П., Прохорова М. В. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / Под ред. В. Н. Кардашенко. 3-е изд. – М.: Медицина, 1983.
  8. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
  9. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
  10. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  11. Лаптев А. П., Малышева И. Н. Руководство к практическим занятиям по гигиене. – М., Физкультура и спорт, 1975.
  12. Лаптев А. П., Минх А. А. Гигиена физической культуры и спорта: Уч-ник для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  13. Лаптев А. П., Полиевский С. А. Гигиена. Учебник для институтов и техникумов физ. культур. – М.: Физкультура и спорт. 1990.
  14. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  15. Макаренко А. С. Книга для родителей. – М., 1983.
  16. Минх А. А., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены. – М., Физкультура и спорт, 1972.
  17. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.
  18. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г. Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1982.
  19. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
  20. Талалаев Ю. А. Отражение вопросов физического развития человека в творчестве Л. Н. Толстого // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9.
  21. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  22. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
  23. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.
  24. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 1967.

www.fizkulturaisport.ru