Оценка уровня развития (процесса, состояния) в результате измерений, наблюдений, тестирования.

Особая сложность поиска одаренных детей для специализированных занятий спортивными играми обуславливается спецификой игровой деятельности, требующей многостороннего проявления целого комплекса специальных качеств, от которых зависит возможность успеха в избранном виде спор­та. Она выражается в особенностях морфофункциональных, психофизиологи­ческих, технико-тактических и личностных характеристик.

В современной педагогической практике подвижные игры используют­ся на начальном этапе формирования двигательной функции детей, а также при определении способностей к овладению спортивными навыками (Железняк Ю. Д., 1960; Портных Ю. И., 1960; Зинин А. М„ Кераминас С. А., 1964, Коротков И. М., 1971; Кудряшов В. А., Мирошникова Р. М., 1967; Бриль М. С., 1968).

Спортивный отбор следует понимать как процесс определения со­ответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного от­бора – стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения (М. С. Бриль, 1980).

Предварительная подготовка детей к отбору

К моменту отбора в спортивные школы многие качества в детях еще заметно не проявляются. Это вызывается чаще всего отсутствием ряда условий, способствующих развитию качеств. Надо сказать, что еще сравнительно недавно таких условий было больше.

Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собою и с эффективностью игровой деятельности. К тому же они по-разному изменяются в процессе спортивной подготовки. Закономерности отношений и изменчивости важны потому, что ориентируют на правильную и своевременную оценку способностей при отборе.

Большинство спортсменов, принявших участие в специально организованном эксперименте, ярко проявили свои атакующие или защитные тенденции, и лишь у девяти процентов эти тенденции выявить не удалось. Нельзя не отметить, что часть испытуемых составляли юные спортсмены. Видимо, способности к преимущественно атакующим или защитным действиям начинают формироваться задолго до ролевой ориентации при комплектовании команд.