На основе анализа и обобщения специальной литературы, была предпринята попытка составления теоретической модели характеристик и критериев важнейших показателей развития моторного компонента одаренности баскетболистов, которые находятся под выраженным генетическим контролем.

Особая сложность поиска одаренных детей для специализированных занятий спортивными играми обуславливается спецификой игровой деятельности, требующей многостороннего проявления целого комплекса специальных качеств, от которых зависит возможность успеха в избранном виде спор­та. Она выражается в особенностях морфофункциональных, психофизиологи­ческих, технико-тактических и личностных характеристик.

Спортивный отбор следует понимать как процесс определения со­ответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного от­бора – стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения (М. С. Бриль, 1980).

Предварительная подготовка детей к отбору

К моменту отбора в спортивные школы многие качества в детях еще заметно не проявляются. Это вызывается чаще всего отсутствием ряда условий, способствующих развитию качеств. Надо сказать, что еще сравнительно недавно таких условий было больше.

Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собою и с эффективностью игровой деятельности. К тому же они по-разному изменяются в процессе спортивной подготовки. Закономерности отношений и изменчивости важны потому, что ориентируют на правильную и своевременную оценку способностей при отборе.

Большинство спортсменов, принявших участие в специально организованном эксперименте, ярко проявили свои атакующие или защитные тенденции, и лишь у девяти процентов эти тенденции выявить не удалось. Нельзя не отметить, что часть испытуемых составляли юные спортсмены. Видимо, способности к преимущественно атакующим или защитным действиям начинают формироваться задолго до ролевой ориентации при комплектовании команд.