Содержание материала

Методы и характер деятельности учителя и учащихся

Чаще всего, так же как и различные элементы содержания, методы, отражая связи внутри содержания, соединены между собой. Так, знания выступают не только в роли элемента картины мира, но и как средство и инструмент познавательной и практической деятельности. Они являются составной частью всякого способа деятельности, как даваемого учителем ученикам в готовом виде, так и найденного последними самостоятельно. это два вида применения знаний, в рамках которых имеются свои уровни. Следовательно, для усвоения знаний на различных уровнях их применения необходимы и остальные методы – репродуктивный, эвристический, исследовательский. Знания, сообщенные учителем, в этих методах выступают не как продукт, а как средство, включенное в способ деятельности. В результате они глубже усваиваются, обнаруживая новые свои аспекты. Таким образом, и первый элемент содержания усваивается в результате применения всех пяти методов обучения (рис. 5).

Методы и характер деятельности учителя и учащихся

Рис. 5. Методы и характер деятельности учителя и учащихся. Условные обозначения: сплошная линия — определяющая роль метода в организации усвоения содержания; пунктирная линия — содействующая роль метода в организации усвоения содержания.

Схема показывает роль каждого метода обучения в усвоении соответствующего вида содержания. Метод может играть как определяющую, так и вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода

Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату – усвоению соответствующего ему виду содержания.

Мы выделили основные дидактические методы обучения. Но формы их воплощения, как и средства реализации, могут быть различны. Так, информационно-рецептивный и проблемного изложения могут быть воплощены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью телевидения, интерактивных компьютерных программ, других изобразительных средств, предъявлением алгоритмов.

Репродуктивный предполагает повторения учащимися предварительно показанных учителем способов деятельности (на вербальном или образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и исследовательский методы включают копетруирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач (разного объема, но с использованием тех же средств). Каждому учебному предмету обучают этими методами в специфической для него форме.