Содержание материала

Методы обученияПосле рассмотрения общих вопросов возникает принципиальная возможность исследования более частных вопросов рассматриваемой проблемы: конкретных путей реализации каждого метода и их вариантов; связи каждого метода с различными видами учебного материала; соотношения внутреннего содержания методов и их внешних проявлений в процессе обучения; взаимосвязи методов и путей их комбинирования в зависимости от конкретных целей; соотношения дидактических и частнопредметных методов обучения; соотношения метода и приема; принципов выбора методов и т.д.

В систему общедидактических методов обучения, обеспечивающую усвоение, по крайней мере, первых трех элементов содержания (рис. 4) входят следующие методы:

1) информационно-рецептивный метод;

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4) эвристический метод;

5) исследовательский метод.

Способы и уровни усвоения содержания образования

Рис. 4. Способы и уровни усвоения содержания образования. 1, 2, 3, – элементы (виды содержания) и основные способы их усвоения (а, а, г)

Этот перечень методов дается с точки зрения их роли в постепенном усвоении соответствующих элементов содержания образования. Подчеркнем, что в данном перечне представлена не классификация методов, а сами дидактические методы в их системе, которые таким образом становятся объектом классификации. Они в свою очередь делятся на репродуктивные (первый и второй) и продуктивные (третий – пятый) методы. характер третьего, то есть проблемного изложения, двойствен, имеет переходное значение (1; 6; 13).

Данная система может быть рассмотрена и как классификация совокупности приемов ученика по усвоению содержания и совокупности организующих это усвоение приемов учителя. Эти совокупности рассматриваются во взаимозависимости, ибо только она обуславливает наличие обучения.

Однако данное членение, необходимое для целей исследования и практики, вовсе не означает, что каждый из методов в реальном процессе обучения проявляется только в чистом виде.


Методы и характер деятельности учителя и учащихся

Чаще всего, так же как и различные элементы содержания, методы, отражая связи внутри содержания, соединены между собой. Так, знания выступают не только в роли элемента картины мира, но и как средство и инструмент познавательной и практической деятельности. Они являются составной частью всякого способа деятельности, как даваемого учителем ученикам в готовом виде, так и найденного последними самостоятельно. это два вида применения знаний, в рамках которых имеются свои уровни. Следовательно, для усвоения знаний на различных уровнях их применения необходимы и остальные методы – репродуктивный, эвристический, исследовательский. Знания, сообщенные учителем, в этих методах выступают не как продукт, а как средство, включенное в способ деятельности. В результате они глубже усваиваются, обнаруживая новые свои аспекты. Таким образом, и первый элемент содержания усваивается в результате применения всех пяти методов обучения (рис. 5).

Методы и характер деятельности учителя и учащихся

Рис. 5. Методы и характер деятельности учителя и учащихся. Условные обозначения: сплошная линия — определяющая роль метода в организации усвоения содержания; пунктирная линия — содействующая роль метода в организации усвоения содержания.

Схема показывает роль каждого метода обучения в усвоении соответствующего вида содержания. Метод может играть как определяющую, так и вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода

Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату – усвоению соответствующего ему виду содержания.

Мы выделили основные дидактические методы обучения. Но формы их воплощения, как и средства реализации, могут быть различны. Так, информационно-рецептивный и проблемного изложения могут быть воплощены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью телевидения, интерактивных компьютерных программ, других изобразительных средств, предъявлением алгоритмов.

Репродуктивный предполагает повторения учащимися предварительно показанных учителем способов деятельности (на вербальном или образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и исследовательский методы включают копетруирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач (разного объема, но с использованием тех же средств). Каждому учебному предмету обучают этими методами в специфической для него форме.


Выводы

Каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения, которые могут быть определены как система последовательных действий учителя, организующие и обусловливающие познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения.

Один метод, даже если он очень совершенен, не способен решить всего комплекса задач физического воспитания. Поэтому методы часто бывают в разнообразных сочетаниях. В этих случаях они могут называться комбинированными.

См. Использование комбинированных методов в организации
занятий по физической культуре