Содержание материала

На начальной стадии исследования была проведена диагностика исходного уровня состояния здоровья (по результатам углубленного медицинского осмотра) и уровня подготовленности школьниц специальных медицинских групп. Проведено анкетирование с целью изучения личностных и поведенческих особенностей девушек.

Анализ состояния здоровья и подготовленности школьниц, отнесенных к специальной медицинской группе, показал низкий уровень подготовленности в сравнении с нормативными данными по всем исследуемым параметрам и то, что 78,3% из них имели функциональные нарушения сразу в нескольких функциональных системах. Деление на подгруппы усложнялось еще специфическим режимом учебно-воспитательной деятельности различных классов, загруженностью спортивного зала, отсутствием специального оборудования и специалистов этого направления, разработанных программ и подходов в физическом воспитании с данным контингентом. В этих условиях основным оптимальным критерием деления на подгруппы является уровень функциональной работоспособности. Это позволило провести комплектование групп по классам, что в значительной степени облегчило организацию учебного процесса.

При организации физического воспитания учитывались:

  • низкий уровень физической и функциональной подготовленности;
  • неадекватная оценка своего здоровья и безразличное отношение к собственному оздоровлению у большинства учащихся;
  • низкая двигательная активность и ошибочные взгляды на физическую культуру;
  • отсутствие навыков физического совершенствования и сформированности потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
  • низкая валеологическая просвещенность, отсутствие мотивации к укреплению своего здоровья, ориентация на помощь извне (врачи, лекарства).

Обобщение результатов анкетирования, психолого-педагогического тестирования, углубленного медицинского освидетельствования школьниц, анализ практики физического воспитания в школах со специальными медицинскими группами, а также проанализированные нами методы физического воспитания позволили разработать основные положения комбинированного подхода в процессе педагогического эксперимента.

Проверка возможности реализации разработанного комби­нированного подхода в совершенствовании подготовленности и здоровья школьниц специальных медицинских групп осуществлялась в процессе годичного констатирующего эксперимента. Анализ результатов исследования позволяет сделать выводы о том, что показатели экспериментальной группы превосходили по всем параметрам данные контрольной   группы. Констатирующий эксперимент позволил зафиксировать, что предложенный подход является действенным инструментом в совершенствовании не только физической подготовленности занимающихся, но способствовал улучшению функционального и психологического состояния школьниц.

В процессе констатирующего эксперимента были отработаны способы нормирования и регулирования нагрузок, отслежены особенности взаимодействия различных средств, методов и режимов энергообеспечения, двигательных навыков и физических качеств. Зафиксирована динамика состояния занимающихся, отражающая особенности адаптационных изменений организма школьниц. Эти особенности легли в основу формирующего эксперимента.

На втором этапе проводился годичный формирующий эксперимент, задача которого предусматривала практическую апробацию комбинированного подхода в физическом воспитании школьниц специальных медицинских групп, представленных в разделе 2.1. Оптимальность программы физического воспитания базировалась на основных положениях, способствующих реализации валеологического образования школьниц специальных медицинских групп:

  • оптимальном формировании основных видов двигательных умений и навыков (школы движений) в соответствии с государственной программой;
  • определении уровня двигательных возможностей и двигательной активности занимающихся;
  • рациональном дозировании физических нагрузок в урочных формах физического воспитания школьниц на основе самоконтроля состояния;
  • валеологическом образовании девушек, построенном на освоении основ здорового образа жизни;
  • формировании потребностно-мотивационной сферы, направлен­ной на здоровьесбережение;
  • выявлении и устранении внутренних и внешних факторов риска с целью сохранения и увеличения резервов здоровья.

Данный этап включал в себя также анализ полученных экспериментальных данных, их статистическую обработку, осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.