Содержание материала

Круговая тренировкаКак известно, один метод, даже если он очень совершенен, не способен до конца решить всего комплекса задач физического воспитания. Поэтому методы часто бывают представлены в разнообразных сочетаниях. В этих случаях они могут называться комбинированными.

Соединение особенностей различных методов упражнения, например, позволяет во многих случаях обеспечить более полное соответствие методике занятий их содержанию, гибко регулировать нагрузку и отдых, более направленно воздействовать на определенные качества, умения, навыки, и таким образом целесообразно управлять их формированием и развитием.

В принципе возможны самые различные варианты комбинирова­ния черт, характеризующих отдельные методы: моменты стандарти­зации воздействий могут сочетаться в различном порядке с их варь­ированием, повторяемость нагрузки — с ее изменением, непрерыв­ность одних фаз упражнения сменяться интервальной работой и т. д. Соответственно велико и число комбинированных методов уп­ражнений (1; 8; 26).

Вот только некоторые примеры.

Метод серийно-стандартного упражнения с прогрессирующей нагрузкой

Метод серийно-стандартного упражнения с прогрессирующей нагрузкой характеризуется сочетанием моментов повторного воз­действия внешне одной и той же нагрузки с нарастанием ее по ходу упражнения (например, при поднимании штанги, вес которой не меняется в пределах отдель­ных серий движений, состоящих из 2—5 повторений, но увеличивается с каждой новой серией); интервалы отдыха при этом устанавливаются, понятно, с таким рас­четом, чтобы можно было от серии к серии увеличить внешнюю нагрузку (для этого в ряде случав бывает достаточно 3—5 минут). Все это обеспечивает достаточно многократное и вместе с тем интенсивное воздействие на определенные функциональ­ные системы организма, чего не удается достичь только при стандартном повторении либо только при прямолинейном наращивании нагрузки. В другом методе комбинированного характера — методе стандартно-вариативного упражне­ния — объединяются моменты стандартизации и разнонаправленного варьирования воздействий. Например, при повторном пробегании с ускорением на первом отрезке и замедлением темпа до относительно умеренного на втором (и так многократно в одном и том же порядке) одновременно используются два противоположных фактора: фактор переключения регуляторных механизмов по ходу упражнения (в связи со сменой скорости и темпа) и фактор, как бы унифицирующий ответные реакции организма (один и тот же порядок нарастания и уменьшения интенсивно­сти движений). Это обстоятельство позволяет предъявить к приспособительным возможностям организма достаточно высокие и в то же время не слишком жесткие требования (16, с. 70).

Метод повторного упражнения с убывающими ин­тервалами

Еще один пример — метод повторного упражнения с убывающими ин­тервалами. По внешним признакам он подобен некоторым разновидностям стан­дартно-повторного упражнения. Однако в отличие от методов, имеющих стандартные интервалы отдыха, в данном случае интервалы планомерно сокращаются, благодаря чему достигаются направленные функциональные сдвиги в организме. Так, при воспитании выносливости в беге на средние дистанции один из вариантов этого метода состоит в следующем. За основу берется повторное выполнение работы суб­максимальной мощности, например серийное пробегание 200 м 3–4 раза с суб­максимальной скоростью, а затем повторение этой серии с нормированными паузами. Интервал отдыха внутри каждой серии задается не одинаковым, а переменным — с убыванием по ходу повторений (например, с 5–8 мин. после начального отрезка до 2–3 мин. после трехкратного пробегания его). Отдых же между сериями норми­руется в пределах 15–20 мин. Подобный режим нагрузок и отдыха ведет к прогрес­сирующему по ходу каждой серии увеличению биохимических сдвигов в организме, существенных для развития выносливости определенного типа (Н. И. Волков и др.).

Модификации методов строго регламентированного упражнения при комплексном содержании занятий

В практике физического воспитания даже отдельные занятия чаще всего имеют комплексное содержание и потому включают ряд различных видов двига­тельных действий. При этом возникает необходимость методически упорядочить их влияние на занимающихся, соответственно органи­зовав в составе целостной комплексной деятельности. Для этого опять-таки могут быть использованы подходы, характерные для методов строго регламентированного упражнения. Естественно, в таких ситуациях они приобретают свои особенности, вытекающие из комплексного характера деятельности.

В последние десятилетия широкое применение нашли специаль­ные методические формы регламентации упражнений при комплекс­ном содержании занятия. Основная из них — так называемая кру­говая тренировка. Вообще говоря, ее нельзя отождествлять с каким-либо отдельным методом. По сути, это организационно-мето­дическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения.


Круговая тренировка

Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соот­ветствии с определенной упорядочивающей схемой — символом «круговой тренировки» (рис. 6).

Круговая тренировка

Рис. 6. Символ круговой тренировки — ориентировочная схема подбора упражнений на различных станциях (по М. Шолиху)

Упражнения выполняются в по­рядке последовательного прохождения 8—10 «станций» (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые располагаются в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каж­дой «станции» повторяется один вид движений или действий (при­седания с отягощением, отжимания в упоре, подтягивание, наклоны и т.д.). Большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направленность, то есть воздействует поимуще­ственно на определенную мышечную группу (мышцы нижних конеч­ностей, пояса верхних конечностей, передней или задней поверх­ности тела), но есть, как правило, и 1–2 упражнения общего воздействия.

Число повторений на каждой «станции» устанавливают индивидуально, в зависимости от показателей так называемого максимального теста (МТ) или «максимума повторений» (МП) – предварительного испытания на доступноепредельное число повторений (часто в качестве тренировочной нормы берут 1/2 или 1/3 до 2/3 МТ).

В комплексы круговой тренировки включают в большинстве случаев технически сравнительно несложные и предварительно хо­рошо разученные движения, главным образом из числа средств общеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой и легкой атлетики и некоторые другие. Хотя преобладающая часть этих движений имеет ациклическую структу­ру, в ряде вариантов «круговой тренировки» им придают искус­ственно циклический характер путем слитных повторений и таким образом дозируют по типу циклической работы.

Весь «круг» про­ходят в отдельном занятии от 1 до 3 раз слитно или интервально (в зависимости от избираемого метода), дозируя общее время про­хождения, интервалы отдыха (если они есть) и число повторений.

Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов, рас­считанных на комплексное воспитание различных физических ка­честв. К основным вариантам относятся:

круговая тренировка по типу непрерывно­го длительного упражнения (преимущественная на­правленность на развитие общей выносливости);

круговая тренировка по типу интерваль­ного упражнения с напряженными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие си­ловой и скоростно-силовой выносливости);

круговая тренировка по типу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие сило­вых и скоростных способностей в сочетании с воздействием на дру­гие компоненты общей физической работоспособности).

В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства изби­рательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В част­ности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой ра­ботоспособности и положительных эмоций (29).

Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий, предполагающая возможно полное упорядочение действий занимающихся и условий их выполнения. В определенном отношении не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, реализуемая в игровом и соревновательном методах.


Игровой метод

Значение игры как многообразного обществен­ного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей — в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главных функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методи­ческие особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимаю­щихся, руководства ею и другим педагогически существенным при­знакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода (1; 8; 16).

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в це­лом следующие черты.

Сюжетно-ролевая основа

Деятельность занимающихся органи­зуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысло­вой канвы поведения в игре, намечающей главные линии дей­ствий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровиза­ционного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные ус­ловия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал

Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, на­оборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирова­ния способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно: возможны различные перипетии и исходы (и том числе выигрыш и проигрыш), зависящие от всей совокупно­сти действий, взаимодействий и противодействий играющих, а так­же от других обстоятельств, включая и случайные. Отсюда — имп­ровизационный характер действий в игре (действия не по шаблону, а с самостоятельным выбором и конструированием целесообразных вариантов) и в связи с этим широкие возможности для проявле­ния самостоятельности, инициативности, находчивости и других непосредственно связанных с ними личностных качеств.

Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений

В большинстве игр воссоздаются до­вольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловече­ские отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимо­выручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталки­ваются противоположно направленные стремления, возникают и раз­решаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется — а при определен­ных условиях и формируется — ряд этических качеств личности.

Особенности регулирования воздействующих факторов

Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод, что игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентирован­ного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие спо­собов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педаго­гическое управление при использовании игрового метода вообще ис­ключается. Речь идет лишь о том, что оно усложняется и приобре­тает особые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариан­тов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т.д.). В определенной мере обеспечивается и регулирование нагрузки (например, путем изме­нения продолжительности и темпа игры, числа участников, разме­ров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими способами), но точность нормирования ее при этом, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей исполь­зуется в процессе физического воспитания не столько для началь­ного обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

В наиболь­шей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способ­ности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он слу­жит также весьма действенным методом воспитания коллекти­визма, товарищества, сознательной дисциплины и других нрав­ственных качеств личности.


Соревновательный метод

Соревнование (или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенных обществен­ных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ орга­низации и стимулирования деятельности в самых различных сфе­рах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (худо­жественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен.

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании сорев­новательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы ор­ганизации занятий, подчиненной логике соревновательной деятель­ности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная, определяющая черта соревновательного метода — конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперни­чества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее силь­ных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т. д.) соз­дают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способство­вать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Во время состязаний, особенно значимых в личном и обществен­ном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действу­ет фактор противодействия, противоборства, столкновения проти­воположно направленных интересов. Командные состязания характе­ризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т.п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в со­ревновательном методе не регламентирует деятельность соревную­щихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предостав­ляет относительно ограниченные возможности для точного норми­рования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают).

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач: воспитании физических, волевых и мо­ральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формирова­нии способности рационально использовать их в усложненных ус­ловиях. По сравнению с другими методами физического воспита­ния он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и .тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревно­вательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчиво­сти, способности преодолевать трудности, самообладания, самоот­верженности и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор сопер­ничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нрав­ственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.


Выводы

Нами проанализирована и дана характеристика целой серии комбинированных методов, используемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту. В контексте нашего исследования особый интерес представляют:

а) комбинированные методы упражнений в самых различных вариантах, это: метод серийно-стандартного упражнения с прогрессирующей нагрузкой; метод повторного упражнения с убывающими интервалами и др. Эти методы имеют свойство модифицироваться при комплексном содержании занятий;

б) игровой метод в самых различных вариантах;

в) соревновательный метод.

Именно данная совокупность комбинированных методов способна обеспечить физическое здоровье и развитие школьников специальных медицинских групп, что мы последовательно доказываем в следующей практической главе.

См. Использование комбинированных методов в организации
занятий по физической культуре