Содержание материала

Соревновательный метод

Соревнование (или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенных обществен­ных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ орга­низации и стимулирования деятельности в самых различных сфе­рах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (худо­жественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен.

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании сорев­новательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы ор­ганизации занятий, подчиненной логике соревновательной деятель­ности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная, определяющая черта соревновательного метода — конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперни­чества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее силь­ных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т. д.) соз­дают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способство­вать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Во время состязаний, особенно значимых в личном и обществен­ном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действу­ет фактор противодействия, противоборства, столкновения проти­воположно направленных интересов. Командные состязания характе­ризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т.п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в со­ревновательном методе не регламентирует деятельность соревную­щихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предостав­ляет относительно ограниченные возможности для точного норми­рования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают).

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач: воспитании физических, волевых и мо­ральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формирова­нии способности рационально использовать их в усложненных ус­ловиях. По сравнению с другими методами физического воспита­ния он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и .тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревно­вательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчиво­сти, способности преодолевать трудности, самообладания, самоот­верженности и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор сопер­ничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нрав­ственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.