О внешних проявлениях быстроты чаще всего судят по скорости отдельных движений и темпу (частоте) движений, циклически воспроизводимых в пределах заданного времени.

Эти показатели, однако, отражают не только быстроту, но также силовые способности, скоростно-силовые способности и другие двигательные способности, поэтому оценивать ее по данным показателям можно лишь условно, чтобы выделить из них информацию о быстроте, прибегают к специальным тестовым и расчетным приемам: измеряют предельную скорость и частоту движений при выполнении их в облегченных условиях, сопоставляют скоростные и силовые показатели, рассчитанные на основе различных тестов, и др. [Подробнее о некоторых таких оценочных процедурах см.: Спортивная метрология (учебник для ИФК под общ. ред. В. М. Зациорского. М., ФиС, 1982, § 12.2.2)].

Специфика и проявления быстроты

Специфика быстроты как способности, определяющей скоростные характеристики движений, заключается, надо полагать, в особенностях личностно-психических, центрально-нервных и нервно-мышечных факторов, обеспечивающих скоротечность двигательных действий.

В психологии эти факторы не охарактеризованы пока с достаточной определенностью. С точки зрения физиологии к ним следует отнести, очевидно, прежде всего лабильность и подвижность центрально-нервных процессов, а также скоротечность возникновения, распространения и смены процессов, протекающих в нервно-мышечных структурах и мышцах. Эти и непосредственно связанные с ними факторы выражаются в частоте нервно-моторной импульсации, скорости перехода мышц в состояние напряжения и расслабления, темпе чередования фаз напряжения и расслабления, степени рекрутирования (включения в действие) и синхронизации активности быстрых двигательных единиц и т. д. [Подробнее см.: Физиология мышечной деятельности (учебник для ИФК под ред. Я. М. Коца. М., ФиС, 1982, §§ 1.2 - 1.6; 6.6—6.8)].

Поскольку в реальных условиях двигательной деятельности быстрота проявляется в единстве с другими двигательными способностями, степень ее проявления всегда зависит в той или иной мере от комплекса функциональных возможностей организма, необходимых для выполнения конкретных действий. В действиях, выполняемых со значительными отягощениями, быстрота проявляется в особенно тесной связи с силовыми способностями, что отражено в понятии «скоростно-силовые способности»; в действиях же, требующих поддержания предельного темпа движений в условиях нарастающего утомления, ее проявление по многом обусловлено факторами так называемой скоростной выносливости (гл. VII).

По общему мнению специалистов, быстрота во всех ее разновидностях прогрессирует в течение жизни существенно меньше и раньше начинает подвергаться инволюционным возрастным изменениям, чем другие двигательные способности, даже при условии многолетнего специально направленного воспитания ее.

Косвенной иллюстрацией этого может служить тот факт, что абсолютные рекорды в спринтерских видах спорта улучшаются сравнительно редко и лишь на десятые и сотые доли секунды, причем в большинстве случаев .спортсменами в возрасте до 25 лет. Показательно также, что разница между начальным нормативом ГТО и высшим достижением в беге на 30 м не превышает 2,5 с, в беге на 60 м—3 с, в беге на 100 м—4,5 с (у мужчин). Это характеризует отчасти диапазон возможного увеличения максимальной скорости сложных двигательных актов. Диапазон же изменения в онтогенезе скорости локальных движений в некоторой мере характеризуют графики, приведенные на рис. 25. Видимо, биологические возможности поступательного развития скоростных способностей довольно жестко лимитированы генетически.

Показатели скорости локальных разгибательных движений

Рис. 25. Показатели скорости локальных разгибательных движений у людей разного возраста (в % к зафиксированным в младшем возрасте), допускающих длительные перерывы в занятиях физическими упражнениями (А) и постоянно занимающихся (Б) (по данным А. В. Коробкова и др.): 1 - показатели в движениях, совершаемых пальцем, 2 — кистью, 3 — предплечьем, 4 — отходящими мышцами плеча, 5 — туловищем, 6 — головой, 7 — стопой (подошвенное сгибание), 8 — голенью, 9 — бедром.

Задачи при воспитании скоростных способностей

Общая задача в многолетнем воспитании скоростных способностей состоит в реализации возможностей направленного развития их соответственно требованиям жизненной практики и закономерностям всестороннего совершенствования двигательных качеств; обеспечении при этом минимизации времени экстренных двигательных реакций и движений, совершаемых с максимальной скоростью; сохранении в определенных пределах достигнутой степени совершенства скоростных способностей с началом их возрастной инволюции (по большинству показателей после 20—25 лет). Эта общая задача, как и все задачи воспитания двигательных способностей, конкретизируется применительно к индивидуальным возможностям, этапам возрастного развития и направлениям физического воспитания.

В рамках базового физического воспитания она конкретизируется в ряде частных задач, связанных с программными требованиями по выполнению основных общедоступных нормативов в скоростных и скоростно-силовых упражнениях (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.д.), а также по освоению комплексных форм двигательной деятельности, характеризующихся динамичной и внезапной сменой ситуаций (элементарные подвижные и спортивные игры, единоборства и др.).

Здесь, понятно, не предусматривается достижения предельно высокой степени развития скоростных способностей; оно обеспечивается постольку, поскольку это не связано с чрезмерно большими затратами времени и сил на специализированную тренировку и гармонично увязывается с другими сторонами всестороннего воспитания.

Первые сенситивные периоды, особенно благоприятные для эффективного воздействия на скоростные способности, в школьном возрасте приходятся, по большинству имеющихся данных, на 7—9 и 9—11 лет.

Задачи по обеспечению высокого уровня развития скоростных способностей, особенно способности к сложным экстренным двигательным реакциям, во многих случаях входят в число основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Перечень видов - профессиональной деятельности, требующих срочных двигательных реакций и высокой скорости движений (преимущественно локальных) не только не сокращается, а имеет тенденцию к увеличению в связи с повышением степени быстродействия современной техники и экстремальными условиями управления ею (что характерно, например, для управления современными скоростными средствами передвижения, операторских функций на многопозиционных стендах в промышленности, в энергосистемах, системах связи).

Этим объясняется необходимость профессионально-профилированного воспитания скоростных способностей, которое обеспечивало бы повышение и сохранение достигнутого уровня их совершенства применительно к требованиям избранной трудовой деятельности.

Направленное развитие скоростных способностей с целью максимальной их реализации предусматривается как центральная задача при специализации в видах спорта, требующих предельных проявлений этих способностей (на спринтерских дистанциях различных видов спорта, многих спортивных играх, единоборствах и т.д.).

Достигаемая при этом степень развития тех или иных скоростных способностей зависит от конкретных особенностей спортивной специализации. Например:

  • в таких видах спорта, как легкоатлетический спринт, стремятся обеспечить максимальную степень развития быстроты, проявляемой в относительно простых стартовых реакциях и в скорости движений циклического характера, повторяемых в стандартных условиях;
  • в баскетболе, волейболе, футболе — гарантировать возможно высокую степень развития всех скоростных способностей, в том числе способность к особенно сложным экстренным двигательным реакциям.

Как уже говорилось, рассматриваемые задачи во многих случаях практически сливаются с задачами по воспитанию скоростно-силовых способностей, особенно тогда, когда требуется обеспечить повышение скорости движений, выполняемых со значительными отягощениями.

Когда же необходимо гарантировать высокие проявления быстроты в условиях нарастающего утомления, задачи по ее воспитанию совпадают в большой мере с задачами воспитания скоростной выносливости.

Ясно также, что процесс воспитания быстроты органически связан с воспитанием двигательно-координационных способностей.

Матвеев Л. П. Теория и методтка физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с. - 2. Воспитание скоростных способностей. 2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию. С. 216-219.