Содержание материала

В вопросе о рациональной преимущественной направленности тренировки на этапе начальной спортивной специализации мнения специалистов разделились. Одни из них полагают, что на этом этапе в занятиях с детьми и подростками должны использоваться различные виды спорта без какой-либо выраженной направленности к последующей специализации в избранном виде (С. С. Грошенков с сотр., 1966; Г. С. Туманян, 1969, и др.).

Другие считают, что, наряду с решением главной задачи — обеспечение разносторонней физической подготовленности занимающихся, частично должна решаться задача развития тех физических качеств, которые играют важную роль в избранной спортивной специализации (В. П. Филин, 1963; В. Г. Алабин, 1964, и др.). Естественно, эта проблема нуждалась в экспериментальном решении, в связи с чем нами был предпринят ряд исследований.

Методика воспитания быстроты

По мнению многих специалистов (Р. Е. Мотылянская, 1956, 1961; В. С. Фарфель, В. М. Корецкий, 1962, и др.), на этапе начальной спортивной специализации большое внимание следует уделять воспитанию быстроты. Подростки отличаются большой двигательной активностью. Они способны совершать более быстрые движения, чем юноши и девушки. Так, исследования В. С. Топчияна (1964, 1968) показали, что по частоте беговых шагов на коротких отрезках дистанции подростки не уступают взрослым квалифицированным спортсменам. Это свидетельствует о том, что кратковременные упражнения скоростного характера соответствуют особенностям сердечно-сосудистой системы подростков и наиболее близки их моторике. Следовательно, с одной стороны, наличие высоких возрастных темпов развития быстроты как физического качества, с другой стороны, доступность упражнений скоростного характера обусловливает целесообразность систематической работы над развитием быстроты спортивных движений у подростков.

Приступая к экспериментальному обоснованию методики тренировки на этапе начальной спортивной специализации, мы исходили из предположения о том, что занятия на этом этапе должны быть направлены преимущественно на разностороннюю физическую подготовку, осуществляемую путем применения широкого комплекса разнообразных тренировочных средств, а также специальных комплексов упражнений, направленных на воспитание физических качеств, имеющих важное значение для специализации в избранном виде спорта. Таким образом, мы полагали, что на этапе начальной спортивной специализации целесообразно придерживаться комплексного подхода к развитию физических качеств.

С целью решения проблемы начальной спортивной специализации был осуществлен двухлетний педагогический эксперимент, в котором решались следующие задачи:

  • выявить рациональную преимущественную направленность тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации;
  • экспериментально обосновать методику воспитания быстроты и скоростно-силовых качеств на этом этапе.

В эксперименте приняли участие 66 мальчиков 11— 12 лет, занимающихся в отделении легкой атлетики ДЮСШ. Испытуемые были распределены на три группы, в каждой из них в период эксперимента проведено по 293 учебно-тренировочных занятия. Их методика в первой группе (контрольной) была разработана на основе действующей программы по легкой атлетике для детско-юношеской спортивной школы.

Занятия второй группы были направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и мышечной силы с помощью подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений, способствующих развитию физических качеств, играющих важную роль в процессе специализации в легкой атлетике. Соотношение упражнений, направленных преимущественно на развитие быстроты, силы и выносливости, было следующим: соответственно 50, 25, 25% общего времени занятия.

В программу занятий третьей опытной группы были включены упражнения из наиболее массовых среди учащихся школьного возраста видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, баскетбол). Каждому виду спорта отводилось одинаковое количество времени занятий. В период исследования осуществлено 215 педагогических наблюдений, выполнено более 9000 различного рода измерений.

При всех сравниваемых в эксперименте вариантах начальной спортивной специализации имело место повышение уровня развития быстроты, скоростно-силовых качествмышечной силы и других физических качеств занимающихся. Однако более значительные сдвиги наблюдались во второй группе.

Уровень развития быстроты в этой группе за два года эксперимента по результату в беге на 60 м со старта повысился на 10,1 %, в беге на 20 м с хода — на 13,1%, по показателю скорости двигательной реакции — на 32,1 %. За этот же период в контрольной группе — соответственно на 9,7; 8,0; 26,3%; в третьей группе — соответственно на 9,4; 10,3; 34,1%.

Более значительные сдвиги у испытуемых второй группы имели место в развитии скоростно-силовых качеств. Так, результат в прыжке в длину с места улучшился на 21,5%, в прыжке в высоту с места — на 21,9%; в первой группе — соответственно на 16,8 и 7,2 в третьей группе — на 13,2 и 11,9%.

По показателям развития мышечной силы испытуемые второй группы также превзошли испытуемых других экспериментальных групп. Так, становая сила у занимающихся этой группы увеличилась на 52,6%, а у занимающихся контрольной и третьей экспериментальных групп— соответственно на 31,2 и 43,1%.

Во всех группах в наибольшей степени возросла становая сила, а также сила разгибателей туловища и бедра. Существенные сдвиги наблюдались в развитии быстроты и скоростно-силовых качеств. Проведение занятий по программе второго варианта создало благоприятные предпосылки для обеспечения прочной базы всесторонней физической подготовленности занимающихся.

Таким образом, результаты 2-летнего педагогического эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что рациональная преимущественная направленность тренировки на этапе начальной спортивной специализации состоит в том, что наряду с различными видами спорта, подвижными играми целесообразно широко использовать комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств, имеющих важное значение в избранном виде спорта.


Быстрота, сила, выносливость

Подтвердилась также наша гипотеза о том, что на этапе начальной спортивной специализации с целью развития быстроты следует использовать комплексный метод тренировки, который предполагает применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств, играющих важную роль при специализации в легкой атлетике.

Соотношение упражнений, направленных преимущественно на развитие быстроты, силы и выносливости, должно быть примерно следующим: соответственно 50, 25, 25% общего времени, отводимого на занятие.

Вывод, сделанный на основании наших исследований, согласуется с точкой зрения тех специалистов, которые считают, что на начальном этапе занятий спортом наибольший эффект дает разносторонняя тренировка, способствующая увеличению силы, выносливости, быстроты движений в большей степени, чем тренировка, направленная только на воспитание одного из этих физических качеств (П. П. Яковлев, С. В. Каледин и др., 1950, 1956, 1957). Так, в книге «Всесторонняя физическая подготовка спортсмена» (под общ. ред. С. В. Каледина), вышедшей в свет в 1957 г., экспериментально обосновывается это положение. В одном из ее разделов Н. Н. Яковлев пишет о том, что упражнения на силу, быстроту и выносливость создают предпосылки для дальнейшего целенаправленного развития основных физических качеств.

При односторонней направленности тренировки не может быть достигнута высокая степень развития этих качествбыстроты, силы и выносливости.

Следует также учитывать, что для высшей нервной деятельности детей и подростков характерно преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга. Вместе с тем процессы возбуждения у них выражены сильнее, чем процессы торможения. Поэтому при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей охранительное торможение, связанное с чувством усталости, развивается у них раньше, чем у взрослых. В связи с этим дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные физические нагрузки. Вследствие этого в занятиях с ними наряду с обучением спортивной технике необходимо развивать двигательные качества путем применения разнообразных средств и методов физического воспитания.

Как отмечает И. А. Арямов (1958), для подростков характерна повышенная раздражительность и относительно быстрая утомляемость центральной нервной системы. Такие явления объясняются, с одной стороны, повышенной функцией щитовидной железы, а с другой — наблюдающимся иногда функциональным нарушением кровоснабжения головного мозга. В связи с тем что возбудительные процессы еще преобладают у них над тормозными, им свойственна порывистость движений, чрезмерная двигательная активность. Этим же объясняются некоторые особенности их поведения.

Выводы, вытекающие из наших исследований, совпадают с точкой зрения тех физиологов, которые высказываются в пользу более целенаправленной подготовки на этапе начальной спортивной специализации. В частности, как справедливо отмечает А. В. Коробков (1962), на формирование временных связей у детей до 13—14-летнего возраста и старше неблагоприятное влияние может оказать чрезмерное разнообразие движений. Это обусловлено тем, что высшая нервная деятельность детей не подготовлена к значительным переключениям. Физические упражнения следует использовать с учетом посильности их выполнения занимающимися данного возраста.

Основываясь на результатах врачебно-педагогических наблюдений, О. <Вгизсье> (1964) пришел к заключению, что между программами тренировки взрослых спортсменов и подростков имеются лишь количественные различия — в уровне применяемых тренировочных нагрузок. Если учтены возрастные особенности, то с медицинской точки зрения не может быть возражений против проведения довольно интенсивной тренировки в детском возрасте. В ряде работ других авторов выражена мысль о том, что организм детей и подростков обладает довольно значительными функциональными возможностями для целенаправленной тренировки.

Исследования В. С. Фарфеля с сотр. (1959, 1960) показали, что мнение о недостаточности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, о диспропорции между ростом в длину, совершенствованием опорно-двигательного аппарата и развитием сердца, органов дыхания у детей (особенно у подростков) не соответствует действительности.

Как пишет В. С. Фарфель, «работы Р. Е. Мотылянской, Л. И. Абросимовой и других подвергают заслуженной критике взгляд на организм подростков как на неполноценный. По нашим данным, также не обнаруживается у детей и подростков никаких признаков особой недостаточности органов кровообращения и дыхания.

Характерно, что один из наиболее важных показателей функциональных возможностей организма — величина «кислородного потолка» увеличивается с возрастом в общем пропорционально массе тела, что было бы невозможно в случае отставания в развитии сердца. Подростковый возраст, т. е. именно тот возраст, который якобы отличается неполноценностью своих функций, обладает, по нашим данным, большими функциональными возможностями» (В.С. Фарфель. Физиология спорта. ФиС, 1960, стр. 121).

Этого же мнения придерживается М. Я. Горкин (1951), считая, что у многих педагогов существует излишняя боязнь раннего применения спорта как средства физического воспитания. Автор пишет, что эти педагоги не принимают во внимание тот факт, что 7—12-летние дети часто сами «организуют» свое физическое воспитание: часами «гоняют» футбольный мяч, по целым дням играют в волейбол, с утра до вечера проводят время у реки, купаясь несколько раз в день и беспорядочно загорая.

М. Я. Горкин говорит, что мнение о чрезвычайной функциональной ограниченности детского организма является, несомненно, ошибочным. Однако до сих пор в специальной литературе продолжает распространяться так называемая теория о неполноценности сердца у детей. Эта концепция возникла в конце прошлого столетия за рубежом и пользовалась значительным распространением. На ее несостоятельность указал еще в 1906 г. Н. П. Гундобин.

К сожалению, большинство авторов, высказывая мнение о принципиальной возможности применения значительных тренировочных нагрузок в занятиях с подростками, не раскрывают содержание и дозировку их применения. Этот вопрос исследован еще явно недостаточно и требует своего решения. Особенно важно на этапе начальной спортивной специализации правильно дозировать физические нагрузки в связи с высоким уровнем двигательной активности детей и подростков и некоторым отставанием в развитии отдельных вегетативных функций организма. Как показали наши исследования, в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для овладения двигательными навыками. Поэтому необходимо стараться сразу же обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, создавать запас разнообразных навыков и умений, с тем чтобы успешно совершенствовать спортивную технику в более зрелом возрасте. Следует создавать условия для правильного взаимодействия процессов развития физических качеств и формирования двигательных навыков. В частности, обращать внимание на то, чтобы соотношение времени между показом, объяснением и выполнением упражнений было бы наивыгоднейшим для данной возрастной группы.

Мы полностью разделяем точку зрения В. С. Фарфеля, который, основываясь на результатах многолетних исследований, констатирует: «Овладевать спортивной техникой надо не тогда, когда уже в основном завершается развитие двигательного анализатора, т. е. не с подросткового возраста. Освоение техники движений должно начинаться в тот период, когда наблюдается наиболее крутой рост кривой показателей развития двигательного аппарата. А это происходит в младшем и особенно в среднем школьном возрасте (В.С. Фарфель. Физиология спорта. ФиС, 1960).


Специальные подготовительные упражнения

В процессе педагогических экспериментов разработаны и экспериментально обоснованы комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие быстроты и других физических качеств. Разрабатывая методику воспитания быстроты, мы опирались не только на результаты собственных исследований, но и на методические рекомендации, содержащиеся в работах В. Г. Яковлева (1953, 1955, 1965, 1968), З. И. Кузнецовой (1958, 1964, 1966, 1967), В. М. Корецкого (1962) и других авторов.

Приводим один из разработанных и апробированных нами комплексов специальных подготовительных упражнений на развитие быстроты:

  • бег с высоким подниманием бедра (темп средний или высокий) — 2—3 серии по 10—25 раз; бег из различных стартовых положений; старт из «упора присев», с отставлением ноги назад или в сторону; бег после доставания подвешенного мяча;
  • бег приставными шагами, продвигаясь боком; бег окрестными шагами; бег по малому кругу с наклоном туловища внутрь круга.
  • Наряду с комплексами специальных подготовительных упражнений с целью развития быстроты целесообразно применять следующие средства тренировки:
  • бег с предельной или околопредельной скоростью на отрезках от 20 до 60 м (с низкого старта и с хода);
  • бег на месте в упоре 10— 15 сек.; семенящий бег на 30—60 м с ускорением; бег с хода по отметкам (10—12), расположенным на расстоянии 100—120 см;
  • бег на 60—100 м с ускорением;
  • прыжки и прыжковые упражнения с места и с небольшого разбега;
  • подвижные и спортивные игры (русская лапта, «борьба за мяч», баскетбол и др.),
  • эстафетный бег (например, 4х50 м).

В процессе воспитания быстроты необходимо обращать внимание на расслабление мышц во время выполнения упражнений. Очень важно, чтобы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным состоянием мышц. С этой целью целесообразно применять метод «контрастных» попыток, предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением. Большой эффект дают упражнения с предметами. Так, если в руке стартующего будет мягкая картонная палочка, то нетрудно контролировать напряжения в мышцах кисти руки. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном упражнении.

Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости. Обоснование такой же последовательности применения упражнений для развития основных физических качеств, какая описана нами выше, дано в работах А. А. Аскназия Н. П. Еременко, Г. П. Пауперовой, Л. С. Соколовой, Н. И. Тавастшерны (1962).

Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей охранительное торможение, связанное с чувством усталости, развивается у детей и подростков раньше, чем у взрослых. Поэтому, как отмечалось выше, дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними одновременно с обучением спортивной технике должна проводиться работа по воспитанию быстроты и других физических качеств с использованием разнообразных средств (в том числе подвижных и спортивных игр) и методов тренировки. Методика проведения подвижных и спортивных игр обстоятельно изложена, например, в книге И. М. Короткова «Подвижные игры в занятиях спортом» (1971).

Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с. Гл. 5. Методика воспитания физических качеств у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации. - 1. Методика воспитания быстроты. - С. 109-117.