Содержание материала

Быстрота движений

Быстрота движений в чистом виде практически не проявляется. Ее внешнее проявление — скорость двигательных актов — всегда обусловлено не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и т. д.). Тем не менее задачи по воспитанию быстроты движений было бы неверно полностью отождествлять с задачами воспитания всех этих способностей. Хотя фактически они решаются в единстве, в них есть и своя специфика.

Воспитывая быстроту движений, необходимо обеспечить направленное развитие тех двигательных способностей, от которых непосредственно зависит предельная скорость движений (помимо других факторов, влияющих на нее). Именно в этом заключается специфика задач воспитания быстроты движений.

Данные задачи приобретают различное конкретное содержание в зависимости от особенностей проявления быстроты в избранном виде спорта. Так, в скоростно-силовых видах спорта ациклического характера быстрота, как известно, проявляется преимущественно в скорости; отдельных двигательных актов (рывка, толчка, броска снаряда, отталкивания в прыжке и т. д.), задачи воспитания быстроты движений в большой мере здесь совпадают с задачами воспитания скоростно-силовых способностей.

В видах спорта, достижения в которых не находятся в прямой зависимости от предельных проявлений быстроты, ее развитие обеспечивают постольку, поскольку это нужно в качестве предпосылки спортивного совершенствования.

Литература

  1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
  2. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994.
  3. Зациорскнй В. М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 1970.
  4. Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры, 1997, № 10, с. 18–23.
  5. Коровин С. С., Тиссен П. П. Мишнаевский Н. В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. – 155 с.
  6. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  8. Менхин Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1996, № 4, с. 44-48.
  9. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М., Физкультура и спорт, 1970.
  10. Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  11. Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., ФиС, 1962, с. 93-176.
  12. Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Физическая культура, 2000, № 1, с. 28–29.
  13. Сулейманов И. И. основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 12–16.
  14. Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., ФиС, 1976.
  15. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
  16. Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 1999, № 8, с. 20–21.

См. Специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений в воспитании скоростных качеств юных волейболистов

© www.fizkulturaisport.ru 2011