Значение ранее выработанных координаций
Формирование двигательных навыков всегда происходит на базе ранее выработанных организмом координаций. Например, навык стояния формируется у ребенка на базе навыка сидения, при котором приобретается способность удерживать в вертикальном положении голову и туловище. Навык ходьбы образуется на базе навыка стояния. При формировании различных спортивных навыков многие компоненты двигательного акта также не являются полностью новыми. В этих навыках в качестве составных частей всегда имеются элементы ранее приобретенных навыков.
В тех случаях, когда необходимо усвоить сложный навык, компоненты которого в значительной своей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам. Тем самым на базе освоенных более простых координации постепенно происходит усложнение навыка.
Наличие прочно закрепившихся навыков в некоторых случаях не только не содействуют, но даже препятствуют формированию нового навыка. Это наблюдается, в частности, тогда, когда структура нового движения связана с переделкой прочно закрепленного старого навыка. В этих случаях чем прочнее закреплен старый навык, тем труднее образовать полноценный новый. При обучении навыкам важно сразу же формировать правильные движения, так как переделка прочно закрепленных неполноценных двигательных актов на новые может потребовать длительных упражнений.