Содержание материала

Значение ранее выработанных координаций

Формирование двигательных навыков всегда происходит на ба­зе ранее выработанных организмом координаций. Например, навык стояния формируется у ребенка на базе навыка сидения, при кото­ром приобретается способность удерживать в вертикальном поло­жении голову и туловище. Навык ходьбы образуется на базе навыка стояния. При формировании различных спортивных навыков мно­гие компоненты двигательного акта также не являются полностью новыми. В этих навыках в качестве составных частей всегда имеют­ся элементы ранее приобретенных навыков.

В тех случаях, когда необходимо усвоить сложный навык, ком­поненты которого в значительной своей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам. Тем самым на базе освоенных более простых координа­ции постепенно происходит усложнение навыка.

Наличие прочно закрепившихся навыков в некоторых случаях не только не содействуют, но даже препятствуют формированию нового навыка. Это наблюдается, в частности, тогда, когда струк­тура нового движения связана с переделкой прочно закрепленного старого навыка. В этих случаях чем прочнее закреплен старый на­вык, тем труднее образовать полноценный новый. При обучении на­выкам важно сразу же формировать правильные движения, так как переделка прочно закрепленных неполноценных двигательных ак­тов на новые может потребовать длительных упражнений.