В ответ на любое повреждение, в том числе при физическом перенапряжении, в организме развиваются защитные физиологические реакции, направленные на локализацию очага повреждения и восстановление нарушенных функций, то есть воспаление. Комплекс изменений, возникающих вслед за повреждением, в совокупности составляет понятие «острая фаза воспаления», в развитии которой участвуют различные системы организма - иммунная, нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая и другие [88, 160].

Занятие профессиональным спортом формирует метаболический ответ организма, который вызван как стрессирующим характером спортивной деятельности, через процесс адаптации к которой развивается тренированность, так и необходимостью перестройки обмена веществ для энергетического и пластического обеспечения спортивной деятельности.

Согласно общепринятым в настоящее время педагогическим подходам тренировка в условиях природной либо искусственно создаваемой гипоксии и воздействие гипоксии нагрузки при продолжительной работе приводят к развитию адаптационных сдвигов в организме спортсмена и повышению уровня тренированности. Однако положительный тренирующий эффект гипоксии сочетается с целым рядом негативных аспектов ее воздействия, каждый из которых может приводить к ухудшению спортивного результата.

Проблема адаптации спортсменов к условиям жары, построения тренировочной и соревновательной деятельности в условиях высоких температур или влажного климата выдвигают задачу регидратации на передний план среди всего блока вопросов медицинского сопровождения спортивной деятельности, поскольку потеря воды, электролитов и нарушение реологии крови являются существенными факторами, лимитирующими высокую спортивную работоспособность [104-108, 258].

Основной причиной снижения физической работоспособности спортсменов является метаболическое утомление, вызванное глубокими биохимическими функциональными и структурными сдвигами, нарушением работы органов детоксикации, возникающими при выполнении интенсивной физической работы [141].

Соотношение средств общей, специальной физической и техникотактической подготовки в тренировочном процессе изменяется по мере становления спортивного мастерства. Если на этапе предварительной спортивной подготовки основная задача состоит в разностороннем общем обучении и воспитании двигательных способностей преимущественно игровым методом, то на этапе специализированной базовой подготовки начинается обучение двигательным действиям, отвечающим специфике вида спорта, наряду с общей подготовкой осуществляется и специальная подготовка по виду спорта.