Почему волевому фактору, а последовательно, и волевой подготовке в спорте и, в частности в волейболе придается столь высокое значение? Соревновательная борьба, борьба за достижение победы, за установление рекорда требует от спортсмена преодоление времени и пространства, веса и сопротивления снарядов, веса и инерции собственного тела, сопротивления (прямого и косвенного) противников, но прежде всего преодоление самого себя.

Достигается же оно только за счет волевой саморегуляции деятельности и состояний спортсмена. Следует подчеркнуть, что она может быть эффективной при условии достаточно высокой идейной, моральной, технической, физической, тактической, теоретической его подготовленности и создания состояния психической готовности к каждому конкретному соревнованию. Проблема волевой подготовки изучается в двух взаимосвязанных аспектах – теоретическом и практическом. Взаимная связь этих аспектов обеспечивается совместным участием в исследованиях психологов, преподавателей спортивных кафедр институтов и университетов, специалистов – тренеров по видам спорта, физиологов и педагогов.

Разработка проблемы волевой подготовки в теоретическом аспекте позволило создать определенную базу для решения практических вопросов методики волевой подготовки как обязательной стороны содержания спортивной тренировки.

Исходным для всех дальнейших исследований в области проблем волевой подготовки спортсмена послужила характеристика И. М. Сеченовым (1952) воли в целостной психической деятельности как деятельной стороны разума и моральных чувств, как регулятора действий и поступка человека.

Теоретическая разработка этих исходных положений позволила прежде всего привлечь для понимания механизмов воли все богатства учения И. М. Сеченова, И. П. Павлова и его школы их современном уровне ее развития о рефлекторной природе психических явлений. Она позволила привлечь рефлекторную теорию для понимания механизма волевых проявлений человека в конкретной области общественной практики – в спортивной деятельности. Особенно волевым следует здесь считать принцип волевой саморегуляции двигательной деятельности спортсмена как результата системной работы коры головного мозга, базирующейся на единстве первой и второй сигнальных систем действительности и протекающей по всем законам высшей нервной деятельности.

Значительная работа в развитии этих общих положений была проделана в исследованиях специалистов по физиологии спорта (Е. К. Жукова и Ю. З. Захарьяница, А. Б. Гандельсмана, Н. В. Зимкина, А. В. Коробкова, К. М. Смирнова и др.).

Теоретическая разработка сеченовского понимания воли позволила уяснить значение моральных и интеллектуальных основ волевой подготовки спортсмена и сформулировать положение о них (А. Ц. Пуни, В. В. Белоусова, Г. М. Гагаева, П. А. Рудик и др.).

Большое место в теоретических исследованиях занял вопрос о препятствиях и трудностях как обязательных условиях проявления и развития воли спортсмена.

Цель работы – обосновать методику развития волевых качеств у волейболистов.
Объект исследования – школьный образовательный процесс.
Предмет исследования – процесс формирования волевых качеств волейболистов.

Перед исследованием стояли следующие задачи:

  1. Выявить психологические основания волевой подготовки волейболистов.
  2. Определить условия, необходимые для формирования волевых качеств волейболистов.
  3. Определить волевые качества, в первую очередь необходимые спортсменам-волейболистам.
  4. Определить степень необходимости и эффективности волевых качеств волейболистов для достижения конечной цели – победы в соревновании.
  5. Определить роль тренера в процессе формирования волевых качеств волейболистов.
  6. Составить методику развития основных волевых качеств волейболистов.

В результате исследования были сделаны следующие выводы

1. Волевая подготовка – не самостоятельный раздел содержания спортивной тренировки: она осуществляется в процессе технической, тактической, физической, теоретической подготовки и в соревнованиях. В ходе соревнований шлифуется, совершенствуется, закрепляется то, что было достигнуто на тренировках. В то же время обнаруживаются и развиваются новые детали, новые грани волевых качеств.

2. Воля развивается и проявляется в действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Волевыми считаются только те действия, которые связаны с преодолением трудностей и препятствий (внешних и внутренних), встречающихся на пути к достижению цели.

3. Формирование умений преодолевать препятствия заключается в научении рационально пользоваться знаниями, умениями и навыками в условиях, требующих проявления целеустремленности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, инициативности и самостоятельности, выдержки и самообладания.

4. Для формирования волевых качеств у волейболистов необходимо в процессе тренировки создавать такие условия, которые требовали бы от спортсменов разнообразных волевых проявлений, и прежде всего самостоятельности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самоообладания.

5. Процесс волевой подготовки волейболистов в процессе тренировки должен быть соответствующим образом организован и направляем тренером на основе специально разработанной методики.

6. Для методики волевой подготовки волейболистов необходимо определить систему препятствий в технической, тактической, физической, теоретической подготовке, в соревнованиях и использовать их в процессе тренировки. Особенно важно выяснять и создавать неожиданные препятствия. Работа по учету и классификации неожиданных препятствий в соревнованиях может быть выполнена тренерами совместно со спортсменами.

7. В волевой подготовке волейболистов необходим особенно тщательный индивидуальный подход. Реализация его требует от тренера конкретного знания индивидуально-психологических особенностей каждого спортсмена: о направленности его личности, об особенностях темперамента, характера, стиля умственной деятельности, специальной (физической, технической, тактической) подготовленности и др.

8. Волевая подготовка волейболистов предусматривается и осуществляется круглогодично, а не в каком-либо периоде тренировки, и тем более, не только при подготовке к соревнованиям.

9. Контроль за ходом самопознания и самовоспитания волейболистов сосредоточен в руках тренера. В его особенности входит и организация усилий всего коллектива спортсменов, обучением и воспитанием которого он руководит, для того, чтобы самовоспитание личности и воли каждого из них стало делом не только его одного и самого тренера, но и всего коллектива.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. – М., ФиС, 1976.
  2. Гурович Л.И. О нравственном воспитании и волевой подготовке волейболистов. В сб.: Настоящее и будущее волейбола. Вып.2. – М., ФиС, 1963.
  3. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  4. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. – М., 1976.
  5. Калин В.К. Экспериментальное изучение волевого усилия. – М., 1968.
  6. Келлер В.С., Сайчук Л.В. Регулирование психической напряженности – важнейшее условие целесообразного управления процессом достижения спортивной формы./ ТиПФК, 1970, № 5.
  7. Макагонов А.В. Трудности в волейболе и пути их преодоления. В сб.: Настоящее и будущее волейбола. Вып.2. – М., ФиС, 1963.
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, с.29.
  9. Озолин Н.Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. – М., ФиС, 1958.
  10. Павлов И.П. Полн.собр.соч., т.4. – М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.
  11. Палайма Ю.Ю. Развитие инициативности, самостоятельности и решительности баскетболистов в процессе спортивной тренировки. М., 1961.
  12. Поварицин А.П. Влияние мотива на волевые действия лыжника-гонщика./ТиПФК, 1964, № 1.
  13. Пуни А.Ц., Гурович Л.Н. О волевой подготовке волейболистов. В сб.: Настоящее и будущее волейбола. – М., ФиС, 1961.
  14. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. В сб.: Психология и современный спорт. – М., ФиС, 1973.
  15. Рудик П.А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов./ТиПФК, 1970, № 10.
  16. Сеченов И.М. Избр.произв. Изд-во АН СССР, 1952, с.252-256.
  17. Смирнов Б.Н., Чашина Г.А. Психологическая регуляция двигательной деятельности в условиях опасности и нарастающего утомления. В сб.: Вопросы психологии спорта. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1975.
  18. Шнуров В.Х. Практические основы воспитания морально-волевых качеств волейболиста. В сб.: Настоящее и будущее волейбола. Вып.1. – М., ФиС, 1961.

www.fizkulturaisport.ru