Содержание материала

В связи с тем, что организм подростка находится в стадии формирования, необходимо применять строго дозированные физические упражнения. Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно учитывать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двигательной деятельности  (В. П. Филин, 1974). Следовательно, подготовка юных волейболистов, направленная на развитие физических качеств, должна строиться с учетом возрастных особенностей подростков и юношей.

Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов (Н. В. Зимкин, 1956; В. С. Фарфель, 1959, 1960, и др.). Экспериментальными исследованиями были выявлены важные закономерности возрастной динамики развития основных физических качеств у детей и подростков (В. С. Фарфель, 1959, 1960). Так, показатели быстроты движения круто возрастают у детей с 7—8 до 13—14 лет (скорость однократного движения, высота подпрыгивания, частота постукиваний). Совершенствуясь с возрастом, быстрота достигает наибольшего уровня развития к 13—14 годам. Развитию этого качества в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание. Любое упражнение, используемое с целью развития быстроты, надо выполнять в предельно быстром или околопредельном темпе (для данного момента тренировки).

Исключительное значение на этапе начальной подготовки волейболистов имеет обучение подростков технике выполнения упражнений. По В. С. Филину (1974), формирование двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных движений, созревания двигательного анализатора.

В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и др.

Исследования, проведенные Н. А. Бернштейном (1947) и В. С. Филиным (1974), показали, что в возрастной период 8—12 лет повышение уровня развития максимальной быстроты обусловлено главным образом увеличением частоты движений. У 13—15-летних уровень развития быстроты повышается в основном за счет развития скоростно-силовых и силовых качеств. Следовательно, в тренировках подростков 12—13 лет быстроту целесообразно развивать путем использования упражнений, стимулирующих повышение частоты и скорости движений.

Особенно эффективно совершенствуется это качество, если упражнения даются в соревновательной и игровой форме.

Таким образом, при воспитании скоростных способностей у юных волейболистов предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию "скоростного барьера".

Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные игры.

Игры характеризуются постоянно варьирующими условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют зачастую более эффективно воздействовать на их развитие, чем стандартные пробежки "на быстроту".

Присущий играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростных возможностей.

К среднему школьному возрасту все более значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, спрыгиваний и выпрыгиваний в темпе, переменных ускорений в беге и т.п.

Определенное место занимает и повторное преодоление коротких дистанций (30, 40, 50, 60 м.) с максимальной скоростью.

При направленном воспитании физических качеств и функций следует придерживаться следующей последовательности педагогических воздействий:

– первыми по ходу учебно-тренировочного занятия (начиная с подготовительной части) подлежат воспитанию быстрота и формы ее проявления, гибкость, ловкость (для оптимального функционирования нервно-мышечного аппарата нервно-мышечного аппарата и «свежего» психоэмоционального состояния);

– далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на воспитание скоростно-силовых и силовых способностей; при этом «скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым;

– заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по мере утомления и на его фоне (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999).

Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениям на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).

Средняя продолжительность заключительной части — до 5 минут; при оптимальной тренированности этого вполне достаточно для оперативного восстановления функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем (биохимические процессы придут в норму позже). Основной ее компонент – снижение психофизической нагрузки.

Средством заключительной части учебно-тренировочного занятия служат разнообразные физические упражнения, главной методологической особенностью которых является их контрастность по отношению к предыдущей деятельности: после анаэробных нагрузок — упражнения аэробного характера (медленный бег, дыхательные упражнения); после значительных физических и психоэмоциональных нагрузок — упражнения, связанные с расслаблением участвующих в работе мышечных групп, психогигиенической саморегуляцией (аутотренингом).

Сущность регулирования психофизических нагрузок в учебно-тренировочных занятиях с юными волейболистами заключается в оптимизации соотношения объемов физических упражнений, их интенсивности и интервалов отдыха между их выполнением; в соответствии нагрузок подготовленности и половозрастными особенностями занимающихся, а также дидактическим задачам обучения, воспитания и развития.