Гимнастические упражнения чрезвычайно разнообразны по сложности отдельных элементов. Выполнение их связано с различными трудностями. Чтобы преодолеть эти трудности, гимнаст должен проявить решительность и смелость, целеустремленность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность и организованность и другие волевые качества.

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  • побуждение и осознание цели;
  • борьба мотивов;
  • акт принятия решения;
  • исполнение.

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

При обучении гимнастическим упражнениям на первом плане стоят такие волевые качества. как решительность и смелость. Поэтому тема воспитания и развития решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям крайне актуальна.

 Цель работы – показать значение развития решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям.

Развитие решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям

Конкретные проявления воли обусловлены особенностями препятствий, с преодолением которых приходится сталкиваться человеку. Препятствия многообразны. Отсюда многообразны и волевые качества. В настоящее время в психологии спорта принято считать основными волевыми качествами следующие: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание. Установлены типичные признаки, характеризующие эти качества.

Целеустремленность – проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к достижению поставленной цели.

Настойчивость и упорство – проявления воли, характеризующиеся длительным сохранением (нередко и повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих, препятствий различной степени трудности.

Решительность и смелость – проявления воли, характеризующиеся своевременностью и обдуманностью решения вопросов и задач, возникающих в деятельности, своевременностью и обдуманностью реализации решений в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность – проявления воли, характеризующиеся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влияниям других людей и их действий.

Выдержка и самообладание – проявления воли, характеризующиеся сохранением ясности ума, возможности управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Каждое волевое качество, будучи конкретным проявлением воли, включает интеллектуальные, моральные компоненты, умения преодолевать препятствия и характеризуется  специфичностью волевых усилий. Волевые усилия даже при проявлении одного и того же качества будут иметь многочисленные особенности и градации, зависящие от объективных условий и требований конкретного вида спортивной (и не только спортивной) деятельности.

Волевые качества функционируют не изолированно друг от друга, а как целостная динамическая система, звенья которой (качества) могут по-разному соотноситься между собой, образуя определенную структуру.

Структурирование волевых качеств причинно обусловлено прежде всего типичными, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности в каждом конкретном виде спорта. Этими условиями определяются ведущие волевые качества, с развитием которых главным образом связана успешность преодоления препятствий, типичных для данного вида спорта, а также качества, их подкрепляющие, поддерживающие.

На рисунке 1 приведена условная схема структуры волевых качеств гимнаста. В центре схемы указаны ведущие волевые качества и далее – остальные, поддерживающие его. По периферии схем расположено качество целеустремленности, которое во всех случаях является объединяющим, цементирующим структуру. Пробелы в его развитии расшатывают, а отсутствие разрушает единство всей структуры волевых качеств. Можно с достаточным основанием сказать, что случаи слабоволия, а тем более – безволия, связаны с недостаточностью развития или отсутствием прежде всего целеустремленности.

В гимнастике условия изучения любого сложного, связанного с риском элемента требуют прежде всего проявления решительности и смелости. Дальнейшее совершенствование техники элемента выдвигает на первый план настойчивость и упорство, а выполнение его в комбинации с другими – выдержку и самообладание. Эти качества и занимают последовательно центральное место в структуре волевых качеств гимнаста, остальные же выступают как качества, подкрепляющие их.

Схема структуры волевых качеств гимнаста

Рис.1. Схема структуры волевых качеств гимнаста

Заключение

Под решительностью и смелостью понимают способность быстро принимать правильное решение сообразно создавшейся обстановке, и своевременно (без колебания, страха, неуверенности) выполнять его, причем преодолеваются все трудности, в том числе и чувства опасности, связанные с риском. Нерешительность и отсутствие смелости увеличивают малодушие, неуверенность в своих силах, страх перед началом выполнения гимнастического упражнения, приводят к неудачным попыткам и даже травмам.

Широкие возможности для развития решительности и смелости предоставляет сам учебно-тренировочный процесс. Большое значение имеют убеждение, разъяснение, помощь и требовательность преподавателя. Эти методы нужно использовать комплексно.

Литература

  1. Богомолов А. П., Келишев И. Г. О волевой подготовке гимнасток-мастеров в процессе учебных тренировочных занятий. – В сб.: Проблемы психологии спорта. ФиС, 1962, вып. 2.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. – М., 1976.
  4. Коренберг В. Надежность исполнения в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
  5. Нагорная С. А. К вопросу об особенностях формирования волевых качеств у занимающихся гимнастикой. – В сб.: Психологическая подготовка спортсмена. ФиС. 1965.
  6. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977.
  7. Смирнов Б. Н. Индивидуальные различия в проявлении решительности и смелости гимнастов в связи с особенностями их темперамента. – В сб.: Психологическая подготовка спортсмена. ФиС. 1965.
  8. Смирнов Б. Н. К вопросу о преодолении трудностей, требующих проявления решительности и смелости гимнастами старших разрядов. – В сб.: Проблемы психологии спорта. ФиС, 1962, вып. 2.
  9. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  10. Теория и методика гимнастики. / Под ред. В. И. Филипповича.– М.: Просвещение, 1971.
  11. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.

http://fizkulturaisport.ru/