Гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта. Существует несколько видов гимнастики: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, ритмическая гимнастика и т.д. Спортивная гимнастика (от греч. gymnastike, от gymnazo — упражняю, тренирую; по другой версии от древнегреческого слова «gymnos», то есть «голый», «обнаженный») — один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт-минутки в учебных заведениях и на производстве. Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.

Занятия гимнастикой способствуют формированию у занимающегося положительных эмоций. Причины этого явления состоят в следующем. Мышечное напряжение, находящееся в определенных пределах интенсивности, у здоровых людей связано с возникновением приятных ощущений. В этом легко убедиться, вспомнив о том удовольствии, которое испытывает каждый из нас при первых напряжениях мышц после ночного сна.

Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Чем выше проявляемая сила, быстрота, выносливость и другие качественные проявления двигательной деятельности, тем соответственно большим должно быть волевое напряжение. Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий гимнастикой на развитие волевых черт характера состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий. Воля, как и мышца, развивается только в процессе и в результате деятельности, преодоления объективных и субъективных трудностей.

Занятия гимнастикой оказывают влияние на формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы человека, его эстетических представлений и потребностей. Объективная сторона влияния занятий гимнастикой на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи.