Содержание материала

Что бы сказал Брюс Ли о текущем состоянии джиткундо? Каких успехов достигли его прямые ученики и последующие поколения в развитии его учения?

Мы никогда не будем знать точно, как Ли хотел бы, чтобы его искусство развивалось или передавалось, но его каноническое присутствие в боевых искусствах и его все возрастающая популярность по всему миру требует, чтобы джиткундо продолжалось в той или иной форме. Но что же должно быть навсегда сохранено для будущих поколений?

Мой шифу Тед Вонг любил повторять, что «Путь опережающего кулака» позволяет человеку попасть в голову Брюса Ли и наблюдать за его мыслительным процессом: о чем он думал, что повлияло на него и что было для него важно. Вонг часто называл «Дао» дорожной картой, которую оставил после себя Ли. Хотя Ли не успел завершить свое путешествие, он направил читателей в направлении, в котором шел сам.

Если бы Ли завершил свою книгу, он бы, наверное, сделал предисловие в духе своей статьи «Освободитесь от классического карате». Он не хотел, чтобы читатели слепо следовали тому, что делал он, или даже соглашались с его мыслями. Он скорее хотел, чтобы они исследовали то, что он делал, задавали вопросы и делали собственные выводы. Чего Ли в конечном счете хотел от последователей боевых искусств — это чтобы они не допускали предвзятости в бою и не ограничивали себя неким одним определенным набором действий.

У входа в свою школу в китайском квартале Лос-Анджелеса Ли установил миниатюрное надгробие с надписью: «В память о когда-то подвижном человеке, уничтоженном зубрежкой и изуродованном классической чепухой». Оно символизировало угнетение, которое жесткие традиции и официальные стили накладывали на своих учеников. «Организованное отчаяние», как называл его Ли, внесло свой вклад в «смерть» независимого исследования и способствовало прекращению расцвета боевых искусств. В конечном счете Ли пришел к выводу, что стили только разделили боевые искусства вместо того, чтобы объединить их, тем самым ограничивая рост личности.

zamki-na-obe-nogi

                                                                                                                                           Замки на обе ноги

Приняв философские основы подвижности и способность к адаптации в качестве главной темы, Ли был твердо уверен, что он не изобрел новый стиль, когда дело дошло до джиткундо. Наоборот, его общим подходом к боевым искусствам было обобщение разных стилей с непосредственной концентрацией на борьбе «как она есть», тем самым устраняя саму необходимость в разделении на стили, в традициях и формальностях, которые базируются на наборах шаблонов. И благодаря его неприятию строгого соблюдения традиций в джиткундо можно использовать элементы всех стилей, не связанных между собой. С философской точки зрения Ли устранил двойственность «за или против».

Тем не менее это было не так просто сделать. Хотя мы могли наслаждаться свободой исследовать другие стили, природа человека стремится к безопасности в проверенной системе, на которую мы можем положиться. Мы также стараемся подражать успешным людям, которыми восхищаемся и которым даже поклоняемся. Мы любим героев больше, чем стили, и было очень легко возвести Брюса Ли на пьедестал, потому что его вечная молодость и «мятежный» подход к боевым искусствам навсегда останутся культовыми. Чтобы не допустить попадание своих учеников в эту ловушку, Ли говорил, что, несмотря на эффективность, стиль — это всего лишь часть всей совокупности боя: «Как только вы выбираете способ, у вас появляются ограничения». Вот почему Ли называл стиль джиткундо «не стилем».

Вот несколько вопросов, которые могут задавать последователи джиткундо:

  • Если вы занимаетесь только джиткундо, разве вы тем самым не ограничиваете себя?
  • Если вы следуете своему пути, разве вы продолжаете следовать джиткундо?
  • Разве ответы, как и многое другое, не находятся между двумя крайностями?

После смерти Ли в 1973 году некоторые из его учеников стали обучать джиткундо своим собственным способом, что привело к возникновению различных интерпретаций этого искусства. В то время как традиционные стили поддерживают приверженность одним и тем же техникам и принципам из поколения в поколение, подвижная природа JKD и свобода в изучении других стилей часто приводили и проводят к различным, порой противоположным мнениям среди учеников Ли. Пока одна группа подвергается критике за преподавание чего-то, что имеет мало общего с искусством Ли, другую обвиняют в «пуризме» и превращении стиля в нечто статичное.

Линда Ли Кэдвелл и ее дочь Шеннон Ли создали Фонд Брюса Ли, чтобы сохранить и увековечить наследие Брюса Ли для будущих поколений. В месте, где заботятся о его искусстве, они хотели найти способ сохранить целостность джиткундо, давая четкое и точное представление об эволюционном пути, которым прошел Ли в боевых искусствах, а также использовать Фонд в качестве живого хранилища работы всей его жизни. И хотя организация использует историю жизни Ли в боевых искусствах в качестве основного тематического исследования джиткундо, она продолжает вдохновлять последователей на продолжение своего собственного личностного роста, потому что в поощрении независимого развития заключается сама природа JKD.

Тем не менее, когда люди выражают себя, слишком далеко отходя от учения Ли, им рекомендуется дать собственное название стилю, который они практикуют, отделяя его от работы Ли, точно так же как это сделал он сам, создав свой стиль и назвав его джиткундо. Независимость может показаться вещью очень сложной, даже пугающей для некоторых, но, если у человека есть мужество, чтобы найти свой собственный путь, он должен быть уверенным в себе и не возвращаться к тому, от чего отказался.

Учитывая все вышесказанное, каким же образом можно навсегда сохранить джиткундо? Двумя половинками одного целого является слияние двойственности точной передачи учения Ли и поощрения его последователей продолжать двигаться своей дорогой. Тем не менее мы должны отвергнуть даже ярлык JKD, чтобы по-настоящему быть самими собой. Точно так же как и сам Ли. Он добился большей части своих ранних достижений благодаря тренировкам вин-чунь*, но нашел собственный путь и назвал его джиткундо. Хотя вы можете отдать должное Ли или джиткундо за то, что благодаря им вы ступили на свой путь, в конечном итоге вы должны найти себя на своем пути личного развития. Дао джиткундо — это только начало, но, чтобы по-настоящему реализовать себя и полностью раскрыть свой потенциал, вы должны отвергнуть даже то, на что полагались, в том числе и это имя.

Томми Гонг

* Стиль ушу. Прим. пер.