Настойчивость, как упорное стремление к достижению цели, несмотря на трудности и препятствия, оценивается наблюдением в процессе различных физических упражнений, специальным приемом сопоставления результатов кросса и функциональной пробы «степ-тест» и упражнениями на статическую выносливость.

Проба «степ-тест» выполняется восхождением на скамью (табурет) высотой 50 см в темпе. Восхождение и опускание двумя ногами и подсчет раз-два и три-четыре за 2 с (всего в течение 3 мин 180 подъемов и опусканий). После окончания нагрузки в начале 2-, 3- и 4-й мин подсчитывается пульс. Затем высчитывается индекс «степ-теста» по формуле

инд = 18000 / (П2+ПЗ+2П4)

где П2, ПЗ, П4 — частота пульса за 30 с на 2-, 3-, 4-й мин;

18 000 — постоянное число.

Нормативы:

  • «отлично» — 125 и выше,
  • «хорошо» — 110–124,
  • «удовлетворительно» — 83–109,
  • «плохо» — 67–82,
  • «очень плохо» — 66 и ниже.

Проба может проводиться одновременно с большой группой обследуемых под команду руководителя. Для этого, например, классное отделение делится на 2 половины: одна выполняет упражнение, другая подсчитывает им пульс по команде руководителя и записывает результаты.

Испытуемые, имеющие высокие (отличные и хорошие) результаты (что свидетельствует о высоких возможностях) в «степ-тесте» и низкие (удовлетворительные и плохие) в кроссе (т. е. возможности не реализованы), обычно отличаются низкими волевыми качествами (если, разумеется, они достаточно мотивированы к бегу).

Напротив, высокие показатели в беге при низких в «степ-тесте» свидетельствуют о высоком развитии качества настойчивости и упорства при выполнении деятельности, связанной с физическими нагрузками.

О настойчивости можно судить также по результатам таких статических упражнений, как вис на согнутых руках, удержание горизонтального положения с опорой на скамью лицом вверх или вниз, по результатам пробы с задержкой дыхания и др., а также по способности к спуртам, продолжительным ускорениям в конце дистанции кросса на фоне сильного утомления.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. – 191 с. § 4. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ, САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА. С. 81-82.