Привычку можно определить как повторяющуюся и часто бессознательную модель поведения, зафиксированную множественным воспроизведением. Если подумать, то легко вспомнятся конкретные примеры.

Скорее всего, связанные с другими людьми. Причем первыми на ум приходят так называемые вредные — то есть нежелательные — привычки. Ковыряние в носу. Привычка перебивать. И так далее.

Три признака привычки

Итак, вот три признака привычки.

  • Она носит автоматический характер.
  • Она постоянно повторяется.
  • Человек, которому она свойственна, не догадывается о ней или замечает ее лишь изредка.

Привычки вызваны не инстинктами, они — результат заучивания. Мы не рождаемся со склонностью грызть ногти. Мы приобретаем эту модель поведения по той или иной причине. Тот факт, что привычки приобретаются, очень важен, так как он означает, что от привычек можно избавиться и заменить новыми.

Третий пункт вам пригодится в предстоящей работе, потому что осознание своих привычек — уже полдела. Для этого вам, скорее всего, придется обратиться к окружающим и попросить их об обратной связи.

В следующем параграфе вам предстоит перечислить свои привычки — хорошие и плохие. Но прежде чем мы двинемся дальше, хочу рассказать немного о том, что показали и продолжают показывать исследования в этой области и какое значение сделанные выводы имеют для психологов и для меня как тренера по личностному росту.

Менять привычки возможно

В своей первой книге — «Без жалости к себе» — я много пишу о привычках, о тех повседневных мелочах, малейшее улучшение которых способно привести к поразительным переменам.

Первоклассным спортсменам приходится думать в этом ключе постоянно, ведь они и так уже невероятно хороши в своем деле. Только благодаря мелочам они еще могут выигрывать по-крупному — именно в этом они способны совершенствоваться, чтобы обходить соперников. Привычки и мелочи — две стороны одной медали.

Менять привычки трудно, однако если вы делаете это медленно, но верно, велики шансы, что перемена закрепится надолго.

Адская неделя поможет вам ускорить этот процесс. Я уверен, что сосредоточившись на своих привычках и целенаправленно их корректируя, вы сможете получить эффект даже за семь дней.

Сила привычки: открытие Тони Данги

В своей книге The Power of Habit* Чарльз Дахигг рассказывает о Тони Данги, который семнадцать лет проработал помощником других тренеров в Национальной футбольной лиги. За эти годы он четырежды проходил собеседование на позицию главного тренера. Все четыре раза — безуспешно, отчасти из-за своей нетрадиционной тренерской философии. Он уверял, что дорога к успеху для команды пролегает через изменение привычек игроков. Данги объяснял: игроки должны принимать меньше решений непосредственно во время матча. Он хотел, чтобы они действовали на автомате, то есть по привычке. Тренер был уверен: если ему удастся привить игрокам правильные привычки, они будут побеждать.

Владельцы клубов интересовались, как Данги намерен формировать новые привычки. Тот отвечал, что речь идет не о совершенно новых привычках, а об изменении старых. И здесь мы подходим к сути всей книги Дахигга. Он описывает привычки в виде трехступенчатой петли, которая содержит знак, или «пусковой механизм», запускающий процесс, «привычные действия», которые приносят пользу, и «награду».

Наиболее значимое открытие Данги состоит в том, что плохую привычку невозможно истребить полностью. Но ее можно скорректировать.

Для этого нужно оставить прежний пусковой механизм и прежнюю награду, но изменить срединную часть — привычные действия. Дахигг называет это «золотым правилом изменения привычки»: большинство привычек поддаются изменению, если пусковой механизм и награда остаются прежними.

Как дальше сложилась жизнь Тони Данги? В 1996 году он наконец стал главным тренером команды Buccaneers, которая на тот момент считалась одной из самых слабых в НФЛ. Под руководством Данги команда оказалась в числе сильнейших в лиге. Сам Данги сегодня — один из наиболее уважаемых тренеров США, а его подход применяют во многих видах спорта.

Эрик Бертран Ларссен. На пределе. Неделя без жалости к себе.