Содержание материала

Спорт есть целенаправленная, сознательная деятельность человека, исторической задачей которой является проверка в условиях противоборства качества воспроизводства человеческого фактора как продукта определенной социально-экономической общественной формации.

Данное определение дает нам возможность правильно понять роль спорта в современном обществе, его связь со многими общественными явлениями, такими как политика, идеология, экономика и др. Благодаря такому пониманию спорт предстает перед нами не просто как соревнование индивидуумов или команд, но и как большое интернациональное явление, как социальный институт управления международными отношениями.

Лишь определив место спорта в современном обществе, можно решить проблему формирования мотивация достижения высшего результата.

Традиционные способы изучения мотивации

Неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методические подходы его исследования. Выделяются три группы методов, применяемых для исследования мотивации спортсменов.

К первой группе относятся так называемые проективные тесты. Суть их состоит в том, что индивидууму предъявляют картинки с различными жизненными ситуациями и просят рассказать, как он их понимает, и по ответам судят о его мотивах, интересах и заботах. Проективные тесты широко используются на Западе психологами-клиницистами.

В спортивной практике, по мнению Б. Д. Кретти, психолога из США, эти методы могут быть применены в комплексе с другими, поскольку они дают лишь общие наметки о характере личностных особенностей спортсмена.

В нашей стране были попытки внедрения проективных тестов в практику работы спортивных психологов. Однако, по нашему мнению, они не оправдали связанных с ними надежд, и в первую очередь в вопросе изучения мотивов спортивной деятельности. Как подчеркивалось ранее, мотивация любой деятельности возникает на базе субъект-объектных, а не абстрактных связей. Поэтому, когда спортсмену задаются вопросы о жизненных, но не имеющих отношения к его деятельности ситуациях, то говорить о выявлении особенностей его спортивной мотивации не приходится.

Вторая группа методов, используемых для изучения мотивации спортсменов, связана с различными модификациями метода анкетирования и бесед. Для примера сошлемся на опыт того же Б. Д. Кретти, разработавшего специальный опросник. Спортсмену предлагается с помощью десятибалльной шкалы оценить различные факторы, помогающие ему хорошо тренироваться. Этим же методом исследователи пользуются при выяснении мотивов выбора того или иного вида спорта. Интересные результаты можно получить в ходе анализа автобиографий, написанных спортсменами по специально разработанным планам (например, сочинение на тему: «Моя спортивная биография». — Примеч. ред.). Самоотчет как метод изучения мотивации является, пожалуй, единственным способом проникновения в интимную сферу личности спортсмена. Однако этот метод имеет определенные недостатки. Для того чтобы их избежать, необходимо, по нашему мнению, во-первых, систематизировать сами вопросы и, во-вторых, не ставить их, что называется, «в лоб». При описании предлагаемого нами метода мы более подробно остановимся на этом.

С ними подробнее можно познакомиться в книге: Кретти Б. Д. Психология в современном спорте. — М.: ФиС, 1978.

И наконец, к третьей группе методов, применяемых при изучении мотивации спортсменов, может быть отнесен способ опосредованной оценки силы побуждения. Данный метод успешно использует Ю. Ю. Палайма (1973), определяющий силу морального мотива (чувство коллективизма) через оценку эффективности действий юных баскетболистов. Полученные результаты показывают эффективность использования опосредованной оценки, однако видна и определенная ограниченность этого подхода.

Действительно, по результативности отдельных действий спортсмена и деятельности в целом можно опосредованно судить о силе его мотивов и мотивации. Однако если мы захотим глубже заглянуть в структуру мотивации спортсмена и выяснить, что же в ней является ведущим, то почувствуем недостаточность этого методического приема. А для педагога именно эта сторона проблемы мотивации очень важна.